Первый Raptor доставлен в Техас для огневых испытаний
Компания SpaceX готова начать огневые испытания полноразмерного двигателя Raptor, который будет использован на сверхтяжелой ракетно-космической системе BFR. Вчера первый двигатель был доставлен в испытательный комплекс SpaceX в Техасе.
Raptor – кислородно-метановые двигатели полнопоточного закрытого цикла. SpaceX планирует достичь давления 250 атмосфер в камере сгорания. В своей первой версии Raptor будет иметь тягу 200 т. Такие двигатели будут установлены и на первой ступени системы BFR, которая называется Super Heavy, и на второй ступени (она же космический корабль) – она называется Starship. В своей первоначальной конфигурации BFR предназначена для полетов на орбиту и поверхность Луны.
В дальнейшем SpaceX планирует разработать две отдельные версии Raptor – «наземную» с тягой 250 т для первой ступени и вакуумную версию с удельным импульсом 380 с для второй. Они будут использоваться в марсианской версии BFR.
На Super Heavy будет установлен 31 двигатель Raptor. На Starship предполагалось установить семь двигателей, но их количество могло быть пересмотрено в ходе доработки проекта в последние месяцы. Илон Маск обещал представить обновленную версию проекта весной этого года.
Сейчас SpaceX строит на своей площадке в техасском Бока-Чика прототип Starship, который будет использоваться для «прыжковых» испытаний с высотой подъема в пределах 500 м на первом этапе и 5000 м в дальнейшем. Прототип будет соответствовать по диаметру полноценной ступени, однако он имеет урезанную высоту. На нем будет установлено три двигателя Raptor, аналогичных тому, который был доставлен для прохождения испытаний. Прыжки могут начаться уже этой весной.
Другие новости
Канадская компания Telesat подписала договор с Blue Origin на запуск группировки низкоорбитальных коммуникационных спутников. Ракета-носитель New Glenn, которую разрабатывает Blue Origin, должна выполнить свой первый полет в 2021 году.
Китайская миссия «Чанъэ-4» вышла из спящего режима после завершения лунной ночи. Посадочная станция «проснулась» в среду 30 января в 15:39 мск, а малый луноход «Юйту-2» пробудился во вторник в 15:00 мск. В период лунной ночи минимальная температура, зафиксированная посадочной станцией, составила -190 градусов Цельсия. «Чанъэ-4» находится на обратной стороне Луны. По данным более ранних измерений, сделанных на видимой стороне Луны, температура грунта на поверхности не опускается ночью ниже -170 градусов.
Неофициальная информация: специалисты устранили микроотверстие на гелиевой магистрали разгонного блока «Фрегат», который будет использован для запуска спутников OneWeb с космодрома Куру. Блоку потребуются дополнительные проверки, однако возвращать в Россию его не будут.
Компания «ИСОН», зарегистрированная в техноцентре Сколково, получила лицензию Роскосмоса на разработку многоразового воздушно-космического летательного аппарата. Никаких подробностей о проекте нет. Известно лишь, что компания «ИСОН» была зарегистрирована в 2011 году. Ее возглавляют Юрий Бахвалов (ранее – гендиректор КБ «Салют», генеральный конструктор ракет-носителей «Ангара») и Юрий Урличич (ранее – гендиректор АО «Российские космические системы», конструктор системы «Глонасс»).