Когда власть в 1991-1994 гг. висела на волоске, когда в любой момент мог возникнуть военный путч, массовые беспорядки рабочих, вооруженные столкновения с толпой, идущей на штурм условного Смольного/Зимнего, вопрос снабжения страны решали американцы и страны НАТО. Была так называемая гуманитарная помощь, когда в страну везли непрерывно куриные окорочка, спирт, сигареты и сухое молоко, чтобы купировать народные выступления в зародыше. В обмен, как известно, Ельцин назначил на МИД Козырева, а на приватизацию – Чубайса. Помните, как министр Бакатин американцам передал схему подслушек в новом здании Посольства США? Тогда вся стратегическая промышленность была неофициально рассекречена через Госкомимущество, куда были переданы все документы Госплана для принятия решений о приватизации. Аналитический процесс вели американские советники, это никакой не секрет. Джонатан Хэй возглавлял эту группу и прославился тем, что даже в США потом попал под суд за мошенничество, хотя был штатным сотрудником разведки. Это никакая не конспирология, просто никто не любит вспоминать… Типа с тех пор Россия встала с колен. Но итоги приватизации никто не отменял, никого не осудили даже на словах.
Когда сейчас Россию называют криптоколонией США или Англии – это конспирология чистой воды. Просто режим откровенно марионеточный, это видно по результатам: Россия уже много лет имитирует то путь к демократии, когда американцам выгодно показать, что они одолели «Империю зла», то, когда нужно поднять военные бюджеты и влияние, бряцает ржавым оружием перед носом НАТО, запрещает итальянский сыр и турецкие помидоры, старательно перед этим провоцируя Турцию полетами вблизи границ. Это как алабаю все время в прорезь между досками забора совать ботинок, а потом кричать – он укусил не по ту сторону забора, а по эту, он морду высунул, гад, и как цапнет! Попробовал бы Путин подразнить не Турцию, а Японию или Германию. Да хоть бы и Финляндию. Вот тогда бы точно назавтра были бы реальные санкции. А то, что сейчас – имитация, выгодная всем, кроме идиотов, которых называют «ватниками».
Русский Монитор: С другой стороны, Запад не менее пристально наблюдал за ходом реформ в других странах Восточного блока. Но там ведь это не привело к таким печальным последствиям. Почему Россия не стала членом НАТО, почему не стала хотя бы кандидатом в члены ЕС с неопределенными сроками вступления, как Турция? Ведь если бы так получилось, мы бы сегодня жили в совсем другой, более здоровой стране.
Д.Запольский: Ох, это вопрос очень интересный! Вспомним, что в начале первого срока Россия всячески напрашивалась в НАТО, Путин об этом прямо заявлял, была создана переходная подготовительная площадка, создавалась определенная структура совместная. То есть подготовка шла с обеих сторон. Но потом вдруг все оборвалось. Я считаю, что тут сложились два фактора: с одной стороны, правящая в России клика не смогла решить этот вопрос с генералитетом и военной промышленностью, так как пришлось бы полностью перевооружать армию по нормальному стандарту, а это означает, что пришлось бы отказаться от колоссального потока откатов в свой карман, которые полились рекой разливанной!
Я как-то в начале двухтысячных узнал, сколько военно-морской флот платит за вспомогательные (не боевые!) корабли. Ну, просто поинтересовался на заводе ценой адмиральского катера. Ужаснулся! Железная лоханка, кое-как обшитая изнутри дешевой фанерой с движком от трактора, стоила двадцать три миллионов долларов! В три раза дороже итальянской стофутовой яхты. И я просто представил себе, сколько адмиралы получают с бизнесменов черного нала за такой заказ. А сколько стоит военный корабль? А танк? А экипировка? Если бы Россия вступила в НАТО, все бы эти заказы стали прозрачны и ясны. Кстати, Путин в свое время сам немало офигел от этих колоссальных финансовых потерь в армии, когда назначил финансиста-налоговика Сердюкова разбираться с ней. И потом вынужден был его сдать под напором генералитета и военпрома.
Вот первая причина отказа от вступления в НАТО – она была именно в том, что генералитет мог тогда либо пойти против политического руководства страны (вспомним мутную историю с Квачковым, да и непонятный заговор генерала Рохлина). Вторая причина – в том, что российское руководство посчитало себя обманутым, когда в Украине провалился план Кучмы.
Тогда ведь ясно было, что в Киеве действовала западная агентура, которая, как думали в Кремле, могла помочь Кучме обойтись без скандала, но не помогла. Не думаю, что есть хоть один умный человек на свете, который всерьез верит, что охранник Кучмы записывал его разговоры для домашней фонотеки. То есть российские элиты почувствовали себя кинутыми. Ну, еще проамериканская революция в Грузии, еще шпионские скандалы с Великобританией…
Самый интересный вопрос здесь другой: не было ли так задумано с самого начала. То есть Запад хотел поиграть с Россией в партнерство, соблазнить, а потом бросить. Именно чтобы иметь заведомо слабого реактивного противника, типа как Эстония для России: можно сколько угодно провоцировать, ставить каких-то клоунов в почетном карауле возле монумента русским солдатам, а в результате только телевизионные страсти, даже товаропоток не изменился. Но если в это углубляться, то точно конспирология начнется…
Причины отказа России от вступления в НАТО в начале двухтысячных в том, что американский истеблишмент во главе с неумным президентом Бушем просто прохлопал эту уникальную для всего человечества возможность. Русских генералов, как и иракских, можно было купить, но этого делать не стали. Скорее всего, из-за жадности, играя на повышение нефти. Но история не знает сослагательного наклонения «что было бы, если…» Увы, не знает…
Ну, а насчет вступления в ЕС, речи не шло с самого начала: быть членом Евросоюза – значит, поставить все внутренние финансовые потоки под коллективный контроль, а это прямо противоречит идее хунты грести все под себя и не делиться с обществом. Тут все самого начала понятно – пчелы не будут воевать против меда.
Русский Монитор: Наше интервью мы начали с того, что вы сказали, что в 90-е годы было решено создать «класс собственников» и передачу активов и ресурсов под контроль КГБ. Вы говорите о том, что Путин даже не мажоритарий, а Чубайс до сих пор выше Путина в иерархии, а за Чубайсом стояло ФСБ, но ведь Путин сам был главой этой структуры. Как же все это увязывать?
Д.Запольский: Путин стал главой ФСБ, когда уже его кандидатура была утверждена. То есть это был всего лишь этап. Вообще, считается, что ФСБ со времен Бакатина была поставлена под контроль группы Чубайса и все, что происходило с этой структурой в дальнейшем, было в нужном русле. А вот СВР, бывшее Первое Главное управление КГБ СССР, ставшее после распада СССР Службой внешней разведки, как раз выпало из сферы группы, и контроль за этой структурой получил Примаков. Вспомните, как Березовский «мочил» Примакова (и Лужкова) перед выборами Путина. Силами Доренко. Вот это была схватка спецслужб. Почему-то все забывают, что Березовский в 1997-98 был заместителем секретаря Совета Безопасности России, то есть имел наивысшую форму допуска и фактически контролировал ФСБ. Кстати, накануне президентских выборов именно Примаков пытался его посадить по обвинению в мошенничестве. Это все в открытых источниках есть, никаких тайн…
Русский Монитор: Но каким образом группа Чубайса получила контроль над ФСБ?
Д.Запольский: Ельцин с самого начала больше всего боялся КГБ, да и вся его команда от мала до велика боялась раскрытия архивных дел. Многие были секретными агентами, кто-то сотрудничал с западными разведками. В общем, первое, что было сделано после краха СССР – была создана новая спецслужба, к которой потом было присоединено то, что осталось от КГБ СССР. С самого начала процесс этот курировался Сергеем Степашиным. Я был в прекрасных отношениях с ним тогда и наблюдал его работу, да и рассказывал он мне кое-что интересное. Так что могу говорить как инсайдер. Степашин – человек, близкий к Чубайсу, к его команде. Хотя впоследствии и отдалился от демократов, примкнув к «Яблоку», когда Явлинский пообещал его вернуть на пост премьера в случае своей победы на президентских выборах. Это стоило ему карьеры, Сергея Вадимовича отжали от ФСБ, передав эту структуры Путину. Естественно, что назначение это курировал Чубайс, разруливавший вместе с Волошиным все внутренние вопросы с 1995 года. И снимал Степашина Чубайс, так как надо было поставить Путина. Проще говоря, ФСБ была создана под Чубайса и его команду. Опять-таки, никаких секретов, это очевидный исторический факт.
Русский Монитор: С другой стороны, если картина, которую вы обрисовали, близка к реальности, то почему условный совет акционеров ЗАО РФ не смещает Путина, когда его политические шаги все очевиднее приближают Россию к военному конфликту с Западом, в котором Путин, что совершенно понятно, потерпит крах. Что это даст Фридману и Прохорову сотоварищи, особенно в свете того, что к ним самим у любой последующей власти в стране наверняка возникнет масса вопросов уголовно-процессуального характера? Зачем доводить до этого?
Д.Запольский: Открытые источники утверждают, что Чубайс долгое время входил в международный совет легендарного банка J.P.Morgan Chase (сейчас его там заменил Герман Греф, ближайшая к нему фигура). В составе акционеров банка – наследники финансовой империи Морганов. В составе совета, кстати, английский экс-премьер Тони Блэр и Генри Киссинджер. Вообще считается, что Чубайс представляет ту часть американского истеблишмента, которая делает ставку не на Израиль, а на остальной мир. Вот так, если сказать мягко, а если сказать прямо, то Чубайс – ставленник влиятельнейшей транснациональной бизнес-группы, поддерживающей ФРС США. Но это очень страшно звучит, а по сути, он ловкий лоббист одной из могущественных американских ФПГ в России. И в этом нет ничего криминального. Первая экономика мира вполне имеет право иметь проводников своих интересов в странах, которые созданы американцами или спасены ими от военного или экономического краха.
Насчет приближения к военному краху… Я что-то не очень вижу такое приближение. В военном смысле Россия очевидно отстает от блока НАТО, флот, как известно, на шестом месте в мире после индийского, японского и китайского. А американский флот вообще сильнее всех остальных вместе взятых. По наступательным вооружениям тоже не очень. Вообще все совсем не очень, кроме ядерной триады, которая, как известно, пока еще способна нанести удар по США и союзникам. Ну, так и что дальше? Мировая ядерная война – это страшилка, это не сценарий, который имеет смысл рассматривать вообще, потому что после нее, как известно, никакой истории не будет, человечество перестанет существовать в том виде, котором существует сейчас. И, несмотря на то, что ядерная зима – скорее пропагандистская выдумка, чем реальный сценарий, – все равно после обмена ядерными ударами никто из политических сил и режимов во всем мире не сможет сохраниться в неизменном виде и нормально функционировать. Поэтому ядерная война (не путайте с применением тактического атомного оружия) – это из области ночных кошмаров человечества. Пугать бомбой можно и выгодно, а вот применить стратегические силы нереально, так как нет никакого смысла. И Путин этого не сделает, как не сделал Хрущев и не сделал бы Сталин. А вот в качестве страшилища со ржавой бомбой в костлявой руке Путин – идеальная фигура для США и Европы. Еще раз повторяю: пять-семь лет назад многие экономисты всерьез считали, что доллар будет падать по отношению к евро, что Америка окончательно погрязла в своих долговых пузырях, мир ждет затяжная рецессия, как в 30-е годы прошлого века. К этому и шло, но тут как по мановению волшебной палочки Медведев посылает танки на Тбилиси. Вот уже НАТО обретает какой-то смысл своего существования в Европе. Путин начинает возвращаться к власти и вынимает из нафталина стратегические бомбардировщики времен Очаковских и покорения Крыма. А потом дело доходит и до реального покорения Крыма, и США становятся вдруг снова лидером свободного мира – кризис, давай до свиданья! А если бы не Путин, глядишь, сейчас за доллар бы, возможно, давали 30 евроцентов… Ничего не беспокоит ни Фридмана, ни Авена, ни Чубайса. Нет причин для беспокойства, режим в России может в таком виде продержаться еще лет пять минимум. А потом тихонечко трансформироваться по русскому обычаю во что-то с человеческим лицом. При этом сам Фридман и сам Чубайс будут совершенно не при делах: в чем их обвинить? Кристальные люди… Вон, Абрамович в британской юрисдикции, делай с ним что хочешь, но он как слеза младенца чист перед законом. Так же вся камарилья, они-то как раз безгрешны как Папы Римские. А что будет с Путиным? Трудно предположить. Скорее всего, хунта считает его пожизненным властителем России. Увы…
Поэтому никакого военного конфликта с Западом не будет. Это всего лишь страшилки. Никто никогда не сунется в реальную войну. Ведь это будет очевидным нарушением пакта, заключенного в начале 90-х: «вы сохраняете единую Россию и атомное оружие в одних руках, а мы позволяем вам делать со своими гражданами что угодно, хоть младенцев пожирайте, но только не вооружайте террористов и не мешайте жить». Путин пакт соблюдает. Борьба с «терроризмом» тому свидетельство. И жить никому не мешает, и ни пяди родной земли не отдает. А если начнется конфликт военный, Путин просто отправит двадцать самолетов в разные концы земного шара с ядерными изделиями и инженерами. Один – в Сирию Асаду, один – в Зимбабве, еще один курдам, парочку в Йемен, бедуинам на Синай, в Судан, мечтающему устроить заварушку Мадуро. И что? Да весь мир будет умолять НАТО срочно заключить мир с Путиным, пока он вдогонку к бомбочкам не прислал этим достопочтенным Кинг-Конгам ключи от взрывателей. В том-то все и дело, что сейчас вооруженный конфликт с Россией возможен только в качестве политтехнологии, а не в реальности. Оттого Путин так нагл и безответственен, что он знает свою недосягаемость и всеобщую выгодность.
Русский Монитор: А кого бы из сохранивших влияние членов хунты вы бы сегодня могли перечислить?
Д.Запольский: Я считаю, что круг все тот же с небольшим расширением и «естественной» убылью: Чубайс, Волошин с «акциями семьи», Фридман, Абрамович, Потанин – как главные акционеры. Медведев, группа «Озеро» (там все на вторых ролях, но как группа они вполне влиятельны), Иванов, Миллер, Сечин как миноритарии. Ну и еще, конечно, есть владельцы одной-двух акций, они даже на собрания акционеров допущены, но контрольный пакет у «старой гвардии» и самого Путина, а блокирующий – только у «гвардейцев». Вроде бы никого не забыл. Но я все-таки не Белковский, это он по «башням Кремля» специализируется и знает, у кого какой вес. Я просто констатирую, что Путин не царь, не хозяин, не самодержец. Он – наемный менеджер, пусть и получающий бонусы в виде акций своего ЗАО. Я не верю в его миллиарды долларов, спрятанных в каких-то секретных банках. Считаю, что он может вообще не владеть деньгами и активами, так как из системы его власти выхода для него персонально нет, а если нет выхода, то зачем копить и подставляться? Вполне возможно, что после него останется десяток костюмов, дюжина ботинок на платформе, наградной пистолет с профилем Дзержинского и шприц с ботоксом. Вот помяните мое слово: все активы у дочерей, внуков и той, которую нам упорно не показывают, хотя колечко обручальное старый хитрец на правой руке носит…
Русский Монитор: то есть фактически конфигурация не изменилась?
Д.Запольский: Все так же, как и прежде. Путин свято блюдет свои обязательства, всячески пытается удержать единство страны, спасти единство власти и себя в качестве гаранта. Он приносит в жертву свое окружение, своих друзей, своих соратников, но не сдает тех, кто изначально держал контрольный пакет акций: Чубайса (и всю его команду от Грефа и Кудрина до Гозмана и последнего клерка), Абрамовича, Потанина, группу Альфа. И не сдаст никогда. Вот как Александр Матросов будет грудью защищать их интересы. Ну и они его не бросают – Альфа-групп, как считается, создает оппозиционную альтернативу Путину, а чубайсовская гвардия успешно решает вопрос с Америкой, чтобы Путин не оказался совсем за бортом. Ведь все понимают роль России как региональной державы (не мировой, а именно региональной). И все эти захваты дотационного Крыма, дебильных регионов, создавших Януковича, – все это игрища для внутреннего пользования. Их реальный эффект – консолидация НАТО, усиление роли США в Европе, подталкивание стран Восточной Европы и Центральной Азии ближе к ЕС. Все как и было, никаких перемен. Просто все участники процесса очень устали, постарели, и самая главная цель почти выполнена – СНГ развалился, Россия больше не лидер на постсоветском пространстве, Европа больше не заложница Газпрома. Ну, почти не заложница, осталось немного еще. Так что скоро, конечно, все разойдутся по домам, усталые и довольные. Если их не порвут на куски. Но пока, вроде бы, у них такого вот прямо опасения нет. То есть ситуация пока под контролем. И еще лет пять может продержаться, а то и десять. У них когда-то ведь прямо была концепция, Путин ее даже озвучивал – ручное управление до 2025 года… Проблема только одна – в постинформационном мире возникает запрос на нравственную политику. Это очень серьезно: самые цивилизованные и развитые страны принимают беженцев, то есть делятся своим сокровенным с совершенно чужими интеллектуально и ментально людьми. Зачем? А вот такая новая эра – надо делиться, подтягивать остальной мир. Через втягивание чуждого и чужого в свою орбиту. Европа и США сейчас очень сильны этим решением, пожалуй, никогда никто на планете так не был силен! Это очень серьезный тренд, который сейчас мало кто правильно понимает, а в России – вообще почти никто. А ведь даже Фидель Кастро все понял. И в свете этой тенденции нынешний режим может рухнуть очень неожиданно: мировые элиты начинают требовать с политического руководства стран первого мира честной и порядочной политики. И вот тут Путину и всему ЗАО конец может наступить. Как это произойдет, сейчас никто не скажет. Но вариант вполне вероятный. Они сейчас в сторону Китая бросаются, дарят газ, землю, территории. Именно в надежде на защиту. Но как-то не очень у них это получается пока…