Информация президента РЖД Олега Белозерова, который в кулуарах Восточного экономического форума сообщил журналистам, что в октябре с.г. начнётся движение грузовых поездов по железнодорожному пути, построенному в обход Украины, новостью не стала, поскольку электрифицированная двухпутная дорога между Журавкой и Миллерово по территориям Воронежской и Ростовской областей длиной 137 километров строилась с 2014 года и в СМИ регулярно появлялись сообщения о ходе её строительства.
Сам же факт строительства этой железной дороги, которое началось в 2014 году после обострения отношений между Россией и Украиной, стал ещё одним эпизодом в процессе продолжающегося с того времени отделения России от Украины в политическом, экономическом, логистическом, культурном, языковом, ментальном и прочих аспектах, который с каждым годом всё более усугубляется.
Нынешнее киевское правительство заняло резко непримиримую позицию по отношению к России, которую в правительственных кругах Украины иначе, как агрессором не называют, хотя именно Россия первой и, практически, единственной оказала новому киевскому руководству неоценимую финансовую помощь поставками газа без оплаты по июль месяц 2014 года более, чем на $5 миллиардов. Согласно заявлению(http://korrespondent.net/business/financial/3389663-myller-dolh-ukrayny-za-haz-vyros-do-52-myllyardov) председателя правления ОАО Газпром Алексея Миллера 08 июля 2014 года, Украина не оплатила на июль 2014 года 11,535 миллиардов кубометров поставленного ОАО Газпром газа на общую сумму $5,296 миллиардов, что, по его словам, «сопоставимо с годовыми поставками российского газа в Польшу».
Совершенно очевидно, что без этой огромной и совершенно добровольной со стороны России финансовой помощи, нынешнее киевское правительство у власти вряд ли бы удержалось, поскольку Запад начал давать деньги Украине только после президентских выборов, состоявшихся 25 мая 2014 года, а ОАО Газпром в соответствии с действующим контрактом с НАК Нафтогаз давно имел полное право перевести Украину на режим предоплаты поставок газа из-за отсутствия оплаты долга украинской стороной, поскольку у Украины ещё на январь 2014 года была задолженность перед ОАО Газпром за ноябрь-декабрь 2013 года в размере $1,451 млрд, но сделал это только 16 июня.
Обострение отношений с нынешним киевским правительством заставляет российское руководство искать обходные пути мимо Украины, связанные не только с железнодорожным транспортом. Например, абсолютно аналогичным образом в настоящее время решаются и проблемы Тольяттинского азотного завода (ОАО «ТольяттиАзот»), который пока может продавать аммиак только через ПАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ), куда его транспортируют по аммиакопроводу Тольятти-Одесса. Аммиакопровод был построен в конце 70-х годов и проходит также через Горловку(Украина), где находится один из крупнейших производителей карбамида и, соответственно, потребителей аммиака, ЗАО «Стирол», который с 2010 года входит в группу Ostchem, подконтрольной украинскому миллиардеру Дмитрию Фирташу. В конце же аммиакопровода находится ОПЗ, где аммиак в порту Южный загружается в танкеры и направляется на экспорт. Протяженность аммиакопровода – 2,4 тыс. км, из которых 1 тыс. км проходят по Украине.
С учётом того, что начиная с того же 2014-го года между украинским оператором ведущего на ОПЗ аммиакопровода ГП «Укрхимтрансаммиак» и ОАО «ТольяттиАзот» постоянно возникают различные конфликты, которые уже несколько раз приводили к блокировке транзита, с конца 2014 года началось строительство альтернативного аммиакопровода в российский порт «Тамань» в Темрюкском районе Краснодарского края и тоже в обход Украины. В принципе, этот проект был разработан ещё в конце 90-х, но до обострения отношений особой необходимости в его реализации не было. Ввод первой очереди аммиакопровода и таманского терминала, пропускной способностью около 2 млн тонн аммиака в год, намечен на 2017 год, а вторую очередь достроят к 2020 году. Однако уже первая очередь позволит ОАО «ТольяттиАзот» полностью отказаться от транспортировки аммиака на экспорт через Украину, поскольку, например, в 2016 году через Украину было прокачано 1,8 млн тонн аммиака.
Обходной проект подразумевает ответвление от существующего аммиакопровода Тольятти-Одесса в Воронежской области и, как пояснили в пресс-службе «ТольяттиАзот», «за три года стоимость перекачки аммиака через территорию Украины выросла в три раза. Потому для «ТольяттиАзот» гораздо целесообразнее построить новый трубопровод, чтобы совсем не иметь соприкосновения с украинскими партнерами». Аналогичная ситуация и с широко известным строительством газопровода «Южный поток», который в силу политических обстоятельств трансформировался в настоящее время уже в «Турецкий поток», но с сохранением прежней его основной цели, которой также является обход Украины.
Безусловно, такая ситуация крайне невыгодна обеим сторонам, поскольку Украина теряет не только возможность заработка на российском транзите, но и фактически целые предприятия, поскольку без поставок аммиака прекратят свою работу и ОПЗ, и «Стирол». В частности, перспектива прекращения поставок аммиака на ОПЗ уже крайне негативно отозвалась на попытке его приватизации в прошлом году. 18 мая 2016 Кабинет министров Украины (КМУ) утвердил условия конкурса по продаже государственного пакета (99,6%) акций ОПЗ со стартовой ценой на уровне 13,175 млрд гривен (около $530 по курсу на то время), однако, на конкурсе 18 июля 2016 года ОПЗ продан не был, поскольку… ни одна компания не подала заявку для участия!
19 октября 2016 года КМУ утвердил условия повторной приватизации всё того же пакета акций (99,6%) ОПЗ, но уже со стартовой ценой пакета акций… 5,16 млрд гривен (около 200 миллионов долларов), т.е. в 2,6 раза дешевле, а сам конкурс был назначен аж на 14 декабря 2017 года, с правом подачи заявок инвесторами на участие в конкурсе до 6 декабря?! Однако, с учётом условия КМУ, что в конкурсе не могут участвовать компании и физические лица, являющиеся резидентами России, то и этот конкурс вполне может закончиться с тем же результатом. Сложно представить при таких условиях не то, что перспективу, но даже саму возможность рентабельной работы ОПЗ, полностью зависимого от поставок российского аммиака и газа?! Реального покупателя может заинтересовать разве что возможность использования причалов ОПЗ, но вряд ли за озвученную КМУ, хотя и за значительно сниженную цену пакета акций ОПЗ.
Впрочем, строительство обходных Украину вариантов приводит к значительным дополнительным затратам и российскую сторону. Например, для введения в строй дороги, о которой говорил Белозеров, потребовалось построить пять мостов, длина одного из которых превышает 150 метров, один виадук и четыре автодорожных путепровода. Было также проложено 318 км линий электропередачи, построено две новые подстанции, а для выравнивания перепада высот строителям пришлось осуществить значительный объем земляных работ – 41,5 млн кубометров! А для ускорения введения в эксплуатацию дороги, кроме специализированного подразделения РЖД «Росжелдорстроя», пришлось привлекать и железнодорожные войска РФ. Остальные проекты обхода Украины, вроде «Турецкого потока», ещё более затратные, тем не менее, без нормализации отношений с Украиной, другого выхода у российского руководства нет. А учитывая долговременность реализации этих проектов, то и перспективы нормализации отношений с Украиной в ближайшие годы российское руководство тоже не видит.
Таким образом, к сожалению, но приходится констатировать не только продолжающееся с 2014 года развитие самого процесса отделения России от Украины, но и отсутствие возможностей для его преодоления в ближайшей и среднесрочной перспективе.