Правительство Украины банально сливает всю промышленность некогда процветавшего государства в оффшоры и, после трёх лет своеобразной пристрелки и распродажи «по мелочи», с энтузиазмом принялось пилить самые крупные объекты. Добрались потные ручонки майданных реформаторов и до ядерного топлива. Следом, по идее, пойдут уже атомные электростанции.
Как сообщил официальный рупор Фонда государственного имущества «Вестник приватизации», Украина выходит из совместного с Россией и Казахстаном бизнеса по производству и переработке ядерного топлива. Учредителем предприятия «УкрТВС» выступал этот самый ФГИ, партнёрами и соучредителями были АО «ТВЭЛ» и НАК «Казатопром». На данный момент официальный сайт киевского подразделения компании не работает. Фонд госимущества анонсировал аукцион по продаже контрольного пакета акций «УкрТВС», принадлежавшего государству, который произойдёт в последних числах августа. Киев слил последнее предприятие, связывавшее его с независимым производством и поставками ядерного топлива.
Казалось бы, что в этом особенного? Киев подсел на иглу Westinghouse, заключив многомиллионные контракты на несколько лет вперёд, обязался закупить ещё как минимум три крупные партии американского топлива и полностью модернизировать (в данном случае – снести и сделать всё с нуля) все свои атомные электростанции. Энергетики проводят опасные эксперименты, топливо заливается, несмотря на предостережения, а чиновники, набивая карманы с откатов, вопят об окончательном отказе от топлива российского производства. Не стоит забывать и о новой ЦХОЯТ в зоне отчуждения, только на подготовке строительства которой реформаторы уже отмыли миллионы.
Киеву, по идее, не нужна своя программа мирного атома. Во всяком случае, именно такую картинку рисуют национальные СМИ. На самом же деле, правительство Украины готовит широкомасштабную приватизацию энергетического сектора и вплотную приблизилось к мирному атому, без оглядки на американскую замену. Не так давно, как известно, Westinghouse фактически схлопнулась. Контору прикрыли из-за миллиардных убытков. Топливо не подходит не только для реакторов советской конструкции, и это лишь мелкий нюанс. Один из множества.
Сворачивание производства не мешает штаб-квартире в Швеции срывать последние барыши и, в нашем случае, раздевать Украину. Сотрудники Westinghouse ещё успеют поставить парочку своих реакторов, если верить утверждениям киевских чиновников, и даже провести полноценные испытания с запуском всех энергоблоков на своём топливе, что может закончиться настоящей катастрофой. Но суть не в этом. Закрыв «УкрТВС», Киев сжёг последний мост, связывающий Украину с атомной энергетикой. Westinghouse в скором времени прекратит свою деятельность на Украине (если этого уже не случилось), собрав последнюю дань. Украинские АЭС всё равно по большей части будут зависеть от российского топлива и собственного цикла переработки, который ныне просто ликвидируют. Атомные электростанции долго не протянут без дальнейших поставок даже с частичной заправкой другого топлива. Они государству просто не нужны.
Приватизация «УкрТВС» – это начало финальной распродажи, которая коснётся и АЭС. Слив страны достиг последней стадии.