Американские кураторы указали «незалежной» место, откуда неизбежно начнет наступление Россия
Украине нужно готовиться к прямому военному столкновению с Россией. К такому умозаключения пришел Александр Вершбоу, в недавнем прошлом заместитель генсека НАТО и главы Пентагона, а также экс-посол (2001−2005 гг.) США в России.
В интервью украинскому изданию «Апостроф» дипломат назвал Украину «потенциальной горячей точкой». И предположил — с утвердительной интонацией, — что Москва всеми силами будет пытаться вмешиваться в президентские и парламентские выборы, сеять в «незалежной» хаос и беспорядок, чтобы «привести к власти покладистых лидеров, которые могут быть готовы принять диктат России».
Сам Вершбоу, по собственному признанию, сомневается в успехе подобного сценария. Но дает понять, что от «агрессивных русских» всего можно ожидать. А значит, Украине снова угрожает «эскалация насилия, как это было в конце прошлого года».
Он даже не исключает вероятности «прямого военного столкновения» с Россией. И призывает власти Киева быть готовыми к тому, что российская армия, как ему кажется, снова атакует в Азовском море или попытается захватить территорию Азовского побережья.
То есть, нагнетает в лучших пропагандистских традициях лицемерной западной демократии. Только границы абсурда в размышлениях Вершбоу, судя по всему, бесконечны.
Он, например, обвиняет Россию в том, что создать нестабильность на Украине она может и «более запутанными формами агрессии: кибератаками, дезинформацией, разжиганием сепаратизма, коррупцией и другими средствами».
Интересно получается… Оказывается даже в том, что майданные марионетки Вашингтона воруют как подорванные и грабят страну без тормозов, тоже виновата Россия.
— Главная задача США (изначально, когда они только готовили переворот в Киеве) состоит в том, чтобы превратить Украину в ударный таран против России, — комментирует ситуацию ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Тот, который будет постоянно создавать ей проблемы, а желательно, и вести войну против России. Причем войну малой интенсивности. Поскольку они понимают: если Украина резко пойдет на полномасштабный военный конфликт с Россией, то Россия просто разгромит эту украинскую армию и быстро наведет на Украине порядок.
Они заинтересованы в такой вялотекущей войне низкого уровня, с тем, чтобы постоянно были какие-то стычки, какие-то столкновения, какие-то провокации. Потому что это имеет изматывающее действие на Россию, подрывает ее возможности действовать эффективно на других направлениях в мировой политике, оттягивает существенные ресурсы, позволяет демонизировать Россию в международном общественном мнении.
Этот план осуществляется, для чего постоянно делаются подобного рода вбросы — что мы якобы будем нападать, — разжигающие ненависть между русскими и украинцами.
Россия будет защищать свои интересы, если Украина нарушит нормы международного поведения и осуществит крупномасштабную агрессию на Донбассе, или очередную провокацию в Керченском проливе. Нападать на Украину мы не собираемся.
«СП»: — С какой целью тогда Вершбоу нагнетает? Или это сами США собираются воевать с Россией, что называется, до последнего украинца?
— Вершбоу надо поддержать действующую власть, Порошенко. Вот эти русофобские круги, которые руководят Украиной последние годы. Дело в том, что они постепенно себя дискредитируют на местном украинском политическом поле.
Хотя его идея о том, что вмешательство России в выборы на Украине может как-то повлиять на результаты, это ерунда полная. Вранье. На Украине нет сейчас политических сил пророссийской ориентации, которые могли бы прийти к власти. Потому что из-за бандеровского террора по отношению к инакомыслящим там просто отсутствуют такие силы. Они не могут принять участие в выборах.
Поэтому смещение этой антинародной киевской власти возможно только силовым путем. Невозможно демократически победить в стране, где осуществляется нацистская диктатура.
Как в Германии невозможно было свергнуть Гитлера демократическим путем, так и на Украине демонтировать этот режим демократическим путем невозможно. Это возможно только в ходе военной операции. Но наше руководство не ставит такой цели, потому что издержки, как оно считает, будут выше. Так что господин Вершбоу тут явно наговаривает на российскую внешнюю политику.
«СП»: — Однако, тема неизбежности «российско-украинской войны» в последнее время очень активно муссируется в экспертном и политическом сообществе «незалежной». Чем вы это объясните?
— Я все-таки считаю, что крупномасштабной войны они не хотят. Потому что в ходе крупномасштабной войны киевский режим будет разгромлен, и Украина перейдет под контроль России.
Они этого не хотят. Но им надо мобилизовать население на борьбу с Россией, а вот эти идеи, которые доминировали после переворота в Киеве, они потихонечку улетучиваются. Народ разочаровывается политикой властей, расслабляется, желание воевать в Донбассе падает.
Они постоянно ищут способы как-то опять мобилизовать население в антироссийском ключе, а для этого нужен новый заряд пропагандистского допинга. Вот сейчас тему войны и обыгрывают. Это особенно перед выборами важно, чтобы поддерживать действующего президента.
Эксперт Российского совета по международным делам, доцент РГГУ Александр Гущин тоже связывает активизацию роли внешнего врага на Украине с интересами предвыборной кампанией:
— Триада Порошенко «армия, язык, вера», его провокация в Керченском проливе, введение военного положения, пляски вокруг томоса и т. д. — все это говорит о том, что идеолого-политическая линия — «против России, как форпост», — она является краеугольным камнем этой его предвыборной кампании. И все остальные политические силы, так или иначе, они подстраиваются.
Даже Тимошенко вынуждена была радикализировать свою риторику в отношении России, чтобы не дать Порошенко возможности эксплуатировать эту «поляну» в одиночку. Отсюда ее дипломатические инициативы «Будапешт-плюс», ее довольно резкие высказывания в момент выдвижения ее кандидатом в президенты.
Поэтому американская позиция в этом плане кардинально меняться не будет. Им нужно одно: какой бы ни был президент, сохранить стратегический контроль над Украиной.
То есть, президент может меняться, может где-то быть в риторике более мягким, в каких-то вопросах демонстрировать склонность к компромиссам, но стратегически американцы не ходят упускать этот актив. И неслучайно они сейчас строят активно натовскую инфраструктуру в Очакове, а также пытаются организовать укрепительный пункт в Бердянске под видом «украинской морской базы».
Поэтому, конечно, представление, будто России нужна какая-то агрессивная линия в отношении Украины, это будет доминировать.
Потом, такие заявления, они ведь, собственно, в какой-то степени являются созданием возможности провокаций с украинской стороны. Мы уже видели это раз в Керченском проливе. И Турчинов обещал повторить.
Но, я думаю, если нечто подобное повторится, то уже, возможно, в другом месте.
«СП»: — Вершбоу даже прямо указывает, где повторится… Случайно?
— В этом смысле, он прав, действительно, все побережье Азовского моря, это зона риска. Плюс, я бы еще добавил Приднестровье — это территория, которая как бы трудно подлежит защите со стороны России, но где находится оперативная группа российских войск (ОГРВ) и наши миротворцы.
В определенном смысле, Приднестровье является «занозой» для Запада. А общей границы с РФ не имеет. И вопрос военно-транспортного сообщения, например, с Приднестровьем, он тут же встанет, если там, не дай Бог, будут какие-то силовые акции.
Поэтому, я думаю, все это показывает, что американцы не собираются выпускать Украину как свой геополитический актив, как военно-политический актив. И, в общем, демонстрируют таким образом то, что кто бы не занял пост президента, общая линия украинской внешней политики, она сохранится.
«СП»: — Так, они все-таки держат «в уме» это «прямое столкновение», или же это часть риторики?
— Конечно, держат. Но, понимаете, тут очень тонкая грань…
Часть риторики — это, безусловно. Потому что, я уже говорил, и все это понимают, что Порошенко будет на этом строить предвыборную кампанию. Другого выхода у него нет. В виду той социальной ситуации, которая складывается там, я не думаю, что есть какие-то альтернативы у него для того, чтобы выйти во второй тур, кроме как эксплуатировать эту карту. Это будет продолжаться.
Другое дело, как будет дальше задействован административный ресурс. Потому что, естественно, электорально он выиграть у Тимошенко не может. Все, понятно, будет зависеть от позиции Центризбиркома, региональных комиссий и региональных элит.
Но это и не только риторика. Правда, пойти на полномасштабную военную провокацию, которая приведет к серьезному ответу, для них слишком рискованно. Но какие-то «точечные» вещи, они вполне возможны. И, кстати говоря, даже в тех местах географических, на которые указал Вершбоу.
Новости Украины: Порошенко пообещал, что украинцы вскоре почувствуют на себе плоды реформ