Такая мера может попасть в нацпроект «Демография»
Количество магазинов с алкоголем и табаком в России может сократиться в 2,5 раза — примерно до 50 магазинов на 100 тыс. человек. Экспертный совет при правительстве предложил установить лимит в зависимости от численности населения региона и его площади. Об этом сказано в отзыве на проект «Укрепление общественного здоровья» (есть у «Известий»), документ является частью нацпроекта «Демография». Его цель — повышение средней продолжительности жизни россиян до 80 лет к 2030 году. Для этого, в том числе, необходимо сократить потребление населением спиртного и сигарет. А ценовые, временные и пространственные ограничения считаются одними из самых эффективных методов в этой борьбе.
Экспертный совет при правительстве подготовил отзыв на проект «Укрепление общественного здоровья», который содержит предложения по снижению употребления алкоголя, табака и условно вредных продуктов. Документ является составной частью нацпроекта «Демография», который содержит обширный комплекс мер для увеличения средней продолжительности жизни россиян до 80 лет к 2030 году. Сейчас она составляет 72,7 года.
17 октября документ за подписью члена совета Дарьи Халтуриной был направлен министру труда и социальной защиты Максиму Топилину. В отзыве подчеркивается, что чрезмерное потребление алкоголя, особенно крепкого, а также табака — это ключевой источник предотвратимой смертности. «Негативный демографический вклад этих проблем в РФ гораздо выше, чем в большинстве стран мира, поэтому их приоритезация оправдана», — сказано в документе.
По мнению Экспертного совета, ограничение количества магазинов с алкоголем и табаком — одна из мер, которая будет способствовать корректировке ситуации. Так, в отзыве предложено установить на федеральном уровне лимит количества лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в зависимости от числа жителей. Точки продаж табачной продукции следует сократить, ограничив их количество на определенной площади.
Член Экспертного совета Дарья Халтурина напомнила, что сейчас на 100 тыс. человек приходится более 120 магазинов. Эти расчеты делались на основе статистики Росалкогольрегулирования: на середину 2017 года в России функционировало более 223 тыс. розничных точек с системой госучета ЕГАИС, из которых чуть более 43 тыс. приходилось на общепит. Дарья Халтурина уточнила, что для сравнения в Скандинавии на 100 тыс. человек приходится около 15 магазинов.
По мнению эксперта, количество точек с алкоголем в России должно быть сокращено в 2,5 раза, до 50 точек на 100 тыс. человек. В отношение магазинов с табачной продукции сокращение должно быть аналогичным, подчеркнула эксперт. Она заметила, что научные исследования подтверждают: чем больше в регионе торговых точек с алкоголем и сигаретами, тем больше распространенность употребления спиртного и табака.
В Минпромторге воздержались от комментариев. В Минтруде уточнили, что федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» находится в компетенции Минздрава. В пресс-службе Минздрава «Известиям» сказали, что «есть данные об эффективности таких мер». Сейчас ведомство прорабатывает подобные ограничения и в случае положительных показателей, они войдут в проект антиалкогольного закона.
Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов подчеркнул, что доля алкоголя в выручке магазина оставляет 10–20%, в кризис она достигала 25%. В обоих случаях речь идет о достаточно существенных цифрах. Для сравнения: доля молочной продукции, а также категории «фрукты-овощи» составляет по 10% каждая.
По словам эксперта, любой продуктовый магазин стремится получить лицензию на продажу спиртных напитков, продавцы за нее бьются. Ведь алкоголь не только имеет существенную долю в выручке, но и формирует дополнительный трафик покупателей. Человек, покупающий спиртное, всегда заинтересуется и продуктами. Потребитель, собравшийся выпить, не поедет в два разных магазина: за спиртным и за закуской.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что в России пока невозможно реализовать скандинавскую модель продаж водки. «Для нашей страны напиток остается стратегическим товаром, цены на который снижают в кризис», — подчеркнул он. Хотя эксперт заметил, что сокращение территориальной доступности спиртного и табака всегда снижает их потребление.
По теме: