Российская медицина планирует отправиться в «свободное плавание» – отказаться или ограничить госзакупки ряда медицинских изделий из-за заграницы. Готова ли Россия к полному отказу и чего ей это будет стоить: исключительно ли это вопрос больших вложений, или же речь пойдет о жизни и здоровье населения?
5 февраля премьер-министром Российской Федерации Дмитрием Медведевым было подписано постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно нему, все заявки, что содержали предложения о поставке медизделий, страной-производителем которых являлись иностранные государства, кроме Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Белоруссия, будут отклонены в случае, если на участие поступило менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок. Такие заявки не могут содержать предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Тогда в список медицинских изделий, госзакупки которых были ограничены постановлением, вошли:
1. томографы, количество срезов которых могло составлять от 1 до 64;
2. шприцы-инъекторы медицинского многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них;
3. твердосплавные зубные боры, микрохирургические пинцеты;
4. устройства для переливания крови;
5. анализаторы глюкозы;
6. корневые и хирургические иглы;
7. имплантаты для остеосинтеза, неимплантируемые слуховые аппараты;
8. электрокардиографы;
9. микрохирургические ножницы;
10. микрохирургические инструменты для офтальмологии;
11. кровезаменители и инфузионные растворы;
12. анализаторы свертывания крови, гемоглобинометры.
Однако, по мнению представителей из Минпромторга, этот список являлся неполным. Поэтому было предложено его расширить, включив в перечень:
1. латексные презервативы для ультразвукового исследования (УЗИ), а также для профилактики борьбы со СПИД;
2. марлевые салфетки, бинты;
3. дезинфицирующие препараты, антисептики;
4. различные виды тростей, ходунков, костылей.
Данное ограничение не будет распространяться на закупки консульскими учреждениями России, дипломатическими, торговыми, официальными представительствами РФ, находящимися при международных организациях для обеспечения на территории иностранного государства своего вида деятельности.
Чем вызвано это расширение списка иностранных медицинских изделий?
Одной из причин является то, что в настоящее время в России вопрос, касающийся сертификации и стандартизации не решен, что вызывает ряд трудностей в фармацевтике.
Кроме этого, с начала 2015 года было отмечено стремительное удорожание иностранных продуктов, на фоне чего рост цен на лекарственные препараты был не столь заметен для большей части российского населения. Оригинальные импортные лекарства премиум-сегмента были изначально высокими, однако в связи с довольно неустойчивым курсом доллара и евро, можно предположить, что часть импортных препаратов, которые включены в список «Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП), заметно подорожает для российских закупщиков. В течение первых нескольких месяцев 2015 года в Россию поставляли медизделия, которые были произведены и оплачены в 2014 году (то есть при старом курсе доллара и евро).
Дальнейшее подорожание импортных лекарств вызовет массовое «переключение» пациентов на более дешевый товар, вполне вероятно, что, опять же, импортный. Но, зачем опять же переплачивать, если в России выпускают продукцию не хуже, а, возможно, и лучше, с точки зрения «цена-качество»?
Россия может предложить альтернативу запрещенным препаратам
К примеру, в рамках форума «Армия-2015» компанией ООО «Инмед», с которой у Минпромторга России был заключен государственный контракт на выполнение НИОКР по разработке высокоэффективных гемостатических материалов местного действия. Эти материалы и призваны заместить импортные аналоги на рынке РФ – было представлено средство для остановки кровотечений на основе нановолокон хитозана, разработанное специально для вооружённых сил.
«Своевременная действенная остановка кровотечения на догоспитальном этапе – это один из основных вопросов неотложной медицины. Давящие повязки при повреждении крупных вен и артерий – малоэффективны, наложение кровоостанавливающего жгута не всегда возможно. Специалисты компании «Инмед» разработали «Гемофлекс Комбат» – гемостатическое средство из полимерных нановолокон, которое предназначено для остановки всех типов кровотечений при ранении, – сказал в релизе исполнительный директор компании Александр Внучкин. – Быстро и эффективно его остановить, прежде чем человек получит медицинскую помощь – первая задача, и решает ее зачастую сам раненый. Мы уже провели все необходимые испытания, которые показали эффективность «Гемофлекс Комбат» при использовании в чрезвычайных ситуациях. Сейчас мы работаем над повышением эффективности «Гемофлекс Комбат» без увеличения его себестоимости, что должно способствовать скорейшему внедрению изделия на рынок».
По словам руководителя разработки и производства медицинского оборудования «Объединенной приборостроительной корпорации» госкорпорации Ростех, главы Ассоциации предприятий ОПК-производителей медицинских изделий и оборудования Александра Кулиша, через 10 лет доля отечественного оборудования на российском рынке медицинской техники увеличится втрое (в настоящее время она составляет примерно 20%). Кроме того ожидается, что в ближайшем будущем те уникальные приборы, что в настоящее время разрабатываются в России, будут востребованы не только на территории РФ, но и за рубежом.
«Доля импортных изделий на российском рынке в 2011 году составляла 94%, сейчас она снизилась примерно до 80%. В этом году ожидаем дальнейшего снижения — примерно на 6%. По планам госпрограммы, которая сейчас в разработке, к 25 году наши производители могут занять 60% российского рынка. Я думаю, эти показатели реально достижимы».
Работы ведутся, в стране запущен целый ряд программ. В рамках федеральной целевой программы «Фарма-2020» выполняется огромное число проектов, которые способны развить отечественную медицинскую промышленность. Сомнений нет в том, что на сегодняшнем этапе Россия действительно несколько отстает от Запада в плане реализации технологий. Но через 3-5 лет планируется это отставание сократить и заменить импортное оборудование отечественными аналогами. Ведь вся медтехника (и не только) выполняет определенные функции в известных параметрах. Так что, больших трудностей возникнуть не должно.
Можно по праву считать эту инициативу Минпромторга шагом для открытия рынка отечественным производителям. Однако не стоит забывать плачевный опыт России в 2011 году, когда в центре внимания находилась бывший министр здравоохранения Татьяна Голикова и производство «Арбидола». Тогда этот препарат навязали всему населению как полезный. Причиной «возросшей пользы для здоровья» являлось то, что компания принадлежала кому-то из представителей власти. А Татьяна Голикова засветилась во всем этом деле благодаря выдвинутой инициативе с госзаказом на крупную партию «Арбидола» для Минобороны РФ (за что, кстати, получила прозвище «Мадам Арбидол»).
Итак, осенью Минздрав принял методические рекомендации по схемам лечения и профилактики свиного гриппа. «Арбидол» стал главный средством для победы над мексиканской заразой. Голикова кричала направо и налево о том, что уровень заболевания в России подскочил, что цифры настолько ужасающие, что дальше будет только хуже. Чиновники просили всех сохранять спокойствие, но, понятное дело, что в обществе уже началась паника, ведь сама министр здравоохранения делает столь громкие заявления.
«Слухи о нынешней пандемии сыграли на руку производителям «Арбидола». А Минздрав в этом помог», – заявил вице-президент Общества специалистов доказательной медицины доктор медицинских наук Василий Власов.
По его заявлению, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) вообще «Арбидол» лекарством не признала.
Причиной «возросшей пользы для здоровья» являлось то, что компания, выпускающая «Арбидол», «Фармстандарт» принадлежала Виктору Харитонову, который являлся другом и по совместительству партнером Голиковой.
Ей же принадлежала инициатива законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно этому законопроекту, лечение любого заболевания должно вестись в соответствии со стандартами, установленными Минзравсоцразвития. Все дело в том, что законопроект должен был обеспечить повышение качества медицинской помощи. Хотели как лучше, а получилось как всегда. «Стандарты» являлись иностранными и, соответственно, доступными не для каждого пенсионера. Российские препараты отошли на второй план, несмотря на то, что аналоги «стандартам» имелись уже на тот момент. Продвигались импортные лекарства, которые, вероятно, преподносили неплохую «благодарность» за рекламу…
Что касается «Инмед», то данная компания, производящая нанобинты, принадлежит Алексею Кудрину. Ему, как министру финансов, ставят в заслугу разумное управление финансами, проведение налоговой и бюджетной реформ и приверженность свободному рынку. Можно ли этот факт принять во внимание в качестве попытки монополизировать рынок? Не противоречит ли это принципам свободного рынка?
Определенно, нет. На сегодняшний день в России нет такой же продукции, которую предлагает «Инмед», поэтому говорить о какой-либо монополии, как минимум, рано. Вполне возможно, что на первых порах найдутся компании, которые захотят занять «местечко» на российском рынке и стать, если не единственным, то одним из немногих производителей тех или иных медизделий, что будут ограничены или запрещены к ввозу в Россию.
В этом случае еще нужно доработать законодательные процессы, но об этом речь пойдет тогда, когда законопроект, предложенный Минпромторгом, рассмотрен и принят. Несомненно, прежде чем расширять список, нужно быть «вооруженным до зубов».
Бывший глава Роспотребнадзора, доктор медицинских наук и заслуженный врач РФ Геннадий Онищенко, ныне работающий помощником главы правительства Дмитрия Медведева, уверен в том, что предложение, находящееся на повестке дня, не будет угрожать здоровью населения и, мало того, сможет дисциплинировать россиян.
«Резинотехнические изделия (презервативы) никакого отношения к здоровью не имеют, это просто заставит быть более дисциплинированным, более строгим и разборчивым в выборе партнеров, а, может быть, окажет какую-то услугу нашему обществу в плане решения демографических проблем, – Геннадий Онищенко. – Применительно к дефибрилляторам, бинтам, тростям я не вижу никаких содержательных осложнений, кроме возможных неудобств для бизнеса, который уже использует устоявшиеся логистические схемы. Трость, я уверен, мы сделаем сами, другое дело, может быть, будут утеряны некие бренды, которые тоже существуют в этой области, может быть, они будут лишены ряда изящных деталей, или материалы будут менее привычными, но это пережить можно».
И действительно, бояться нечего. В России полным ходом создаются аналоги импортным медизделиям. Так что, в общем и целом, государство готово к принятию предложения Минпромторга.
Кроме того, если предложение получит развитие, у российских компаний появится возможность поднять объемы производства и прибыль, соответственно. Не стоит забывать о том, что страна идет по пути импортозамещения, а этот шаг лишь ускорит начавшийся процесс.
Но всегда и во всем присутствуют негативные моменты и аспекты, которые просто невозможно оставить без внимания. К примеру, в список медизделий, госзакупка которых будет ограничена, включен неимплантируемый слуховой аппарат. Именно датские аппараты признаны лучшими. Россия, пока что, не имеет аналога и в ближайшее время разработать такое изделие будет не просто проблематично, но и почти невозможно. Что делать в таких случаях?
Понятно дело, что останавливать работу не нужно, однако, возможно, пока что не стоит отказываться от конкретного медизделия, по крайней мере, до тех пор, покуда хотя бы проекта аналога не будет в России. Законопроект не является идеальным и, вероятно, принимать его в таком виде, в каком он имеется на сегодняшний момент, нельзя.
В настоящее время в России есть база для изготовления слуховых аппаратов (Исток Аудио Трейдинг – единственный российский представитель реабилитационной индустрии слуха, внесенным в Мировой реестр производителей слуховых аппаратов и занимает лидирующую позицию среди отечественных предприятий, специализирующихся на выпуске сурдоакустической техники).
Если стоимость одного датского слухового аппарата колеблется от 11 тысяч рублей и до… (более 125 тысяч рублей), то стоимость российского слухового аппарата будет начинаться от 4 до 45 тысяч рублей. Разница есть, весомая. Но, есть ли гарантия качества аппарата российского производителя? Вопрос.
Вообще, для того, чтобы развить производство у России есть и силы, и желание, ведь отказаться от импортного хочется как можно скорее. Но, есть ли средства? Государству потребуется немало затрат для того, чтобы поднять производимые в настоящее время аппараты, пока что нельзя с уверенностью сказать о том, что правительство этим займется безукоризненно. Отказаться откажемся, а что дальше?
Что касается непосредственно компании «Исток Аудио Трейдинг», то с 2011 года до 2020 года запущена государственная программа «Доступная среда», заказчиками которой являются Министерство здравоохранения и социального развития, образования и науки, регионального развития, экономического развития, финансов, промышленности и торговли, связи и массовых коммуникаций, спорта, туризма и молодежной политики, транспорта Российской Федерации. Согласно данной программе до конца 2015 года
1. 45% объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры должны стать полностью доступны для людей всех форм инвалидности;
2. 20% образовательных учреждений должны стать полностью оборудованы для обучения инвалидов;
3. 90% регионов должны иметь карты доступности всех услуг для инвалидов.
Да, о закупке государством у данной компании слуховых аппаратов на сегодняшний день речи не идет, однако вполне возможно, что после (желательно во время) осуществления госпрограммы, правительство сможет выделить деньги и для решения этого вопроса.
Список, что был составлен Минпромторгом, несколько непонятен: с одной стороны Россия действительно в настоящее время сможет заменить ряд продуктов медицины, но с другой стороны, государство не располагает большей частью аналогов на сегодняшний день. Геополитика должна отойти в этом вопросе на второй план, ведь теперь вопрос встает и о людях с ограниченными возможностями, которых государство должно защищать чуть ли не в первую очередь…
На весах стоит не просто выгода для российских производителей, которая, опять же, далеко не факт, что возникнет сразу – ведь для того, чтобы войти на рынок, завоевать общественное доверие и прочее, нужно время. А смогут ли российские компании взять на себя ответственность на это время? Смогут ли их альтернативы считаться достойными аналогами иностранным препаратам и изделиям в медицине? Вопрос.
Оправдан ли будет риск со стороны правительства, в случае принятия инициативы Минпромторга? Вопрос не шуточный и не на баснословную сумму. Цена намного дороже. На кону стоят жизни сотен тысяч россиян, которые должны быть уверены в том, что в случае чего, их смогут спасти.
Ева Лисовская
Источник: cont.ws