Чтобы лучше работать, начинайте отдыхать рано и почаще.

Сложно найти человека, который бы каждый день всё рабочее время работал без перерыва. Обычно мы регулярно на что-то отвлекаемся: то на кофе, то разговор с коллегами, то – что уж там греха таить – на фотографии в социальной сети. Само по себе это не так страшно – постоянная работа утомляет, и чтобы как-то освежить собственное восприятие, дать толчок новым мыслям, нужно позволять себе небольшие «пятиминутки». Но как их лучше распланировать? Следует ли, скажем, делать перерыв на кофе в первой половине дня или во второй? И что лучше делать: просто пить кофе, или совместить его с картинками в Фейсбуке или Вконтакте, или общаться с соседями по офису?

В статье в Journal of Applied Psychology психологи из Бэйлорского университета объясняют, как правильно отдыхать на работе. Эмили Хантер (Emily Hunter) и Синди У (Cindy Wu) провели опрос среди служащих в возрасте 22-67 лет на предмет их рабочих перерывов. В течение пяти дней каждый из них должен был фиксировать, когда и как он отвлекался от работы, был ли это перерыв на обед, или просто на разговоры, или на то, чтобы написать личное письмо, и т. д. В исследовании участвовали 95 человек, и эпизодов отдыха набралось в итоге около 1 000.

Затем рабочие перерывы с помощью сложного статистического анализа сопоставили с тем, как люди себя чувствовали. В целом эффект можно было описать в терминах восстановления психофизиологических ресурсов – был ли приток новых сил после отдыха, повышалась ли концентрация и мотивация. Оказалось, что привычная схема, когда служащий, не отрываясь, работает всё утро, чтобы в середине дня сделать перерыв на обед, не вполне эффективна. Чем больше времени уделено беспрерывной работе, тем хуже удаётся восстановиться «в обед» и тем хуже человек чувствует себя после – в том смысле, что концентрация внимания и мотивация у него оказываются меньше, чем если бы он пошёл на перерыв раньше. Иными словами, не нужно стесняться отдыхать в первой половине дня.

С другой стороны, неважно, чем человек занимается во время отдыха, лишь бы это то, что ему хотелось бы делать. То есть если во время перерыва вам хочется не сплетничать с коллегами, а, скажем, привести в порядок офисный шкаф, или рассортировать документы на рабочем столе компьютера – абсолютно несрочная работа, до которой к тому же никогда не доходят руки – то вот именно разгребанием шкафа и следует заняться. Если же принуждать себя к тому, чего делать не хочется (например, «надо поесть», или «надо кофе выпить»), то такой перерыв в смысле восстановления сил, мотивации и т. д. окажется неэффективным. Что до длительности отдыха, то лучше отдыхать несколько раз и по чуть-чуть, чем один раз и долго. Образно говоря, не стоит доводить дело до полного истощения своих батареек, чтобы потом восстановить весь заряд – лучше в течение дня понемногу восполнять то, что израсходовалось.

Любопытно, что эффект здесь проявлялся не только в психологическом состоянии: усталость в глазах, головные боли и боль в спине чувствовались в течение рабочего дня слабее, если человек делал правильные перерывы. То есть польза тут действительно комплексная, психофизиологическая. Но, разумеется, главное не переборщить: все вышеперечисленные рекомендации – способ повысить эффективность работы, а не уловка для того, чтобы оправдать свою лень.

Кирилл Стасевич

Источник: nkj.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *