В колонке “Трудовая этика” на сайте BBC Capital рассматриваются этические и межличностные дилеммы, с которыми сталкиваются работники. Сегодняшняя ситуация хорошо знакома не только врачам, но и, к сожалению, их пациентам.
Вопрос: Я часто встречаю пациентов, ставших, как мне представляется, жертвами профессиональной ошибки другого доктора. Есть ли у меняморальный долг сообщить им о том, что мой коллега их лечил неправильно? Должен ли я сначала поговорить с другим врачом, прежде чем заведу разговор с пациентом? Как найти золотую середину между необходимостью сообщить кому-то о врачебной ошибке и императивом не высказывать ложных обвинений в чей-либо адрес?
Ответ: Ошибки совершают все, даже врачи. “Ошибки случаются в медицине. Просто случаются, и всё”, – говорит д-р Би Авива Преминджер, эксперт по врачебной этике в медицинском колледже Уэйла Корнелла в Нью-Йорке и пластический хирург в Колумбийском университете.
Древняя клятва Гиппократа обязывает докторов: “не навреди”. Если с этим все в порядке, то врачи должны думать о том, как оказать помощь своим пациентам наилучшим из доступных им способов. Иногда это может означать необходимость вести определенного рода неудобные беседы.
“Хотя общение и понимание не относятся к числу этических принципов медицины, они, безусловно, играют весьма существенную роль в обеспечении качественного лечения больного”, – говорит д-р Преминджер.
Дилемма едва ли ограничивается одной медициной. Этические кодексы существуют в различных профессиональных сообществах – от слесарей-сантехников до воспитателей детских садов.
В данном случае принцип “не навреди” требует, чтобы нынешний врач связался с предыдущим, говорит д-р Премиджер. С одной стороны, это поможет новому лечащему врачу лучше понять историю болезни его пациента. Деликатный, неконфронтационный разговор также даст возможность определить, была ли допущена оплошность, и что делать дальше.
Такой подход обладает, как минимум, двумя преимуществами. Если пациент не пострадал, вы предупредите другого доктора, и это даст ему или ей возможность извлечь уроки из любых возможных ошибок. Если возникли медицинские осложнения или ненамеренные побочные эффекты, вы даете возможность коллеге обсудить ошибку с пациентом напрямую.
“Если прежний доктор своевременно не перезвонил вам, постарайтесь получите старые записи из истории болезни, если они еще актуальны”, – советует д-р Премиджер.
В разговоре с пациентом не упоминайте о допущенной ошибке без крайней на то нужды. Тыканье пальцем, “как правило, только порождает стресс и вызывает тревогу у больного”, говорит она. Однако если здоровье пациента зависит от знания о том, что произошло, пока он наблюдался у другого врача, – например, возникли симптомы, которые говорят о необходимости лечения, тогда уже вы, нынешний лечащий врач должны принимать решение, делиться ли с вашим подопечным этой информацией.
Главное условие разрешения этой дилеммы состоит в том, чтобы собрать как можно больше данных. Как только вы поймете, что случилось, вы сможете с большим на то основанием разобраться, была ли ошибка честной и не преднамеренной. Сам по себе факт, что что-то пошло не так, автоматически не означает, что врач виноват.
“Врачебная ошибка и врачебная халатность – вовсе не одно и то же”, – подчеркивает д-р Преминджер.
Это правило справедливо не только в медицине. Ошибка в работе случается далеко не всегда вследствие халатности или злого умысла того или иного лица. Порой бывает так, что не виноват никто, а наиболее предпочтительный выход из положения состоит в том, чтобы постараться не допустить повторения таких же ошибок в будущем.
Хана Р. Шенбергер
Источник: bbc.com