Ограничение рекламы “фастфуда”: хорошая идея или палка о двух концах
Одна из топовых новостей сегодняшнего дня: в Думу будет внесён законопроект, который предполагает ограничение рекламы так называемого «фастфуда» и фактическое приравнивание её к рекламе алкоголя. Конечно, пока мы не читали этот документ, а знаем о нём лишь от журналистов, трудно обсуждать его детали, но уже сейчас можно попробовать понять его суть и нащупать кончиками пальцев его подводные камни. Итак, во-первых, выступая как врач-кардиолог, я считаю абсолютно правильной инициативу по ограничению рекламы фастфуда, как квинтэссенции нездорового питания, злоупотребление которым может быть связано с повышением риска ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний.
Поэтому я поддерживаю девиз: «то, что вредит здоровью, не должно рекламироваться»! Но… Во-вторых, эта хорошая идея станет абсолютно бессмысленной, если «фастфуд» будет разделён на «плохой» и «хороший». Ну, например, американские брэнды будут считаться бякой, отечественные — вполне себе здоровым питанием (ведь реальная же перспектива? Да?). Ограничивать, так всех и приравнять Макдональс к «Крошке-картошке», «Бургер-кинг» к «Теремку», а «Сбарро» и «KFC» к потенциальному «Едим дома».
Фастфуд так фастфуд. А-ля гер ком а-ля гер. А если кто-то считает это несправедливым (мол, не всякий фастфуд вреден), тогда будущий закон должен очень точно и тонко описать все признаки вредности (например, определить максимально допустимое содержание транс-жиров или соли в продуктах), чтобы с одной стороны точненько отделить агнцев от козлищ, а с другой — дать возможность предприятиям быстрого питания измениться, чтобы выйти из «вредной зоны». В-третьих. Как я понял, помимо фастфуда под ограничение рекламы должны попасть «газировка, кондитерские изделия, чипсы, маргарин и отдельные виды колбас».
И вот, как говорится, с этого места подробнее. Реклама «газировки» будет под запретом? И даже той, которая является генеральным спонсором Чемпионата мира по футболу 2018 года? Вы уверены? Дальше. Кондитерские изделия потому что они сладкие или потому что жирные? А если только сладкие (пастила, например)? Как будет проходить отбор? Маргарин будет под запретом? А сливочное масло будет? Нет? А почему? Насыщенных вредных жиров в нём куда больше? А свинина? Паштеты? Майонез? А ведь это всё продукты, избыточное употребление которых так же вредно, как и фастфуд.
Ну а вот это место про «отдельные виды колбас» вообще повергает в шок, ибо превращает законопроект с потенциально хорошей идеей очередным инструментом для экономического давления на конкурентов. Конечно, даже эта замечательная идея — ограничить рекламу фастфуда — всего лишь полумера. И скорее всего, её внедрение либо полностью, либо частично провалится. Но ещё важно, чтобы не дать потенциальному законопроекту стать очередей бессмыслицей (или ещё хуже, двусмыслицей), и без того в большом количестве наштампованных Думой.
Алексей Эрлих
Источник: echo.msk.ru