Амбиции Роскосмоса по Лунной программе подкреплены деньгами, но не «мозгами» и технологиями
Итак, программа пилотируемого полета на Луну утверждена. Осталось создать сверхтяжелую ракету, которая смогла бы доставить на естественный спутник Земли и космонавтов, и все необходимое для выполнения миссии оборудование. И тут у Роскосмоса широкий простор для того, чтобы освоить 700 млрд. рублей (по другим данным на программу выделят вдвое больше — 1,5 трлн.).
Как сообщил источник РИА «Новости», Научно-технический совет Роскосмоса до 19 декабря должен принять решение о том, какой из четырех различных вариантов создания ракеты следует признать рабочим. Предварительный отбор четырех лучших проектов состоялся 8 декабря в Центральном НИИ машиностроения — головном предприятии Роскосмоса.
В конце года предприятие, победившее в конкурсе, должно начать этап рабочего проектирования. Разумеется, головному разработчику будут помогать несколько подрядчиков, поскольку столь грандиозный проект как создание сверхтяжелой ракеты одно предприятие вытянуть не сможет. В период разработки ракеты «Энергия» в 80-е годы на грандиозный проект работала почти вся советская космическая отрасль.
Вначале необходимо сказать, что если бы в госкорпорации Роскосмос не было рекордного по стране уровня хищений, то ракета была бы уже давно построена. И даже не одна, а две. Счетная палата выявила лишь за прошлый год финансовых нарушений на сумму в 1,865 трлн. рублей.
Ну а теперь о том, что предстоит Роскосмосу сделать к 2027 году, то есть через 8 лет, когда сверхтяжелая ракета-носитель должна быть изготовлена. На 2028 год запланирован ее первый запуск с космодрома «Восточный».
Сообщается, что среди четырех отобранных проектов наибольшие шансы на успех у предложенных Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. Королева и самарским Ракетно-космическим центром «Прогресс».
Известно, что один из двух остальных, аутсайдерских, проектов предполагает использовать твердотопливные ускорители, чего прежде в отечественных ракетах-носителях не было. Второй — воссоздание ракеты «Энергия», что, по мнению специалистов, научно-техническим советом будет отклонено из-за чрезвычайно высокой стоимости.
РКК «Энергия» предлагает вариант первой ступени ракеты с пятью боковыми и одним центральным двигательными блоками на базе перспективной ракеты-носителя «Союз-5», в которой используется также перспективный двигатель РД-171МВ.
Надо сказать, что это самый хитрый из предложенных проектов. Но не с технической точки зрения, а в отношении политического и экономического маневрирования. Два с половиной года назад бывший директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев сделал сенсационное заявление, пообещав создать сверхтяжелую ракету всего лишь за 5 лет с минимальными затратами — из «отходов производства». На предприятии скопились не израсходованные двигатели РД-171 от советской ракеты «Энергия». Вот их инженеры скомпонуют должным образом и запустят в космос.
Заявлено это было в связи с крупной победой, достигнутой в подковерной борьбе. Сверхтяжелую ракету должен был создать ГКНПЦ им. Хруничева на базе уже существующей тяжелой ракеты «Ангара-А5». Однако этот проект был закрыт. Несмотря на то, что семейство ракет «Ангара» создается по эффективному модульному принципу. Причем это не только техническая эффективность, когда в более тяжелых ракетах используются уже проверенные и обкатанные на практике двигательные модули, но и экономическая.
При ближайшем рассмотрении проблемы выясняется, что уже был произведен испытательный запуск «Ангары-А5» с Плесецкого космодрома, в 2014 году. А сейчас под ракету готовят стартовую площадку на Восточном. То есть ракета, по сути, уже готова. А ситуация с «Союзом-5» такова, что там еще конь не валялся.
Солнцев, заявляя о принадлежности РД-171 ракете «Энергия», несколько слукавил. На «Энергии» использовался двигатель РД-170. И хоть у этих двигателей одинаковая мощность, но есть отличия, касающиеся управления соплами. Оба они были разработаны и производились в России (РСФСР) на «Энергомаше». РД-170 — для «Энергии», а РД-171 — для ракеты «Зенит», производившейся на Украине для российско-украинского коммерческого проекта. После того, как все связи между двумя странами прервались, образовались излишки неиспользованных РД-171. Вот их и предложил Солнцев использовать для сверхтяжелой ракеты.
В данной ситуации РКК «Энергия» застолбила себе еще одну довольно странную с точки зрения необоснованного дублирования работу — разработку ракеты «Союз-5», которая станет, можно сказать, русифицированным «Зенитом». То есть двигатель второй ступени, выпускавшийся на украинском «Южмаше», будет заменен на российскую разработку. При этом ракета «Союз-5» должна выводить на низкую опорную орбиту 17 тонн. Получается почти то же самое, что и у «Ангары-А3», полезная нагрузка которой равна 15,1 тонны. И меньше, чем у «Ангары-А5» — 25,8 тонны.
При этом проект создания «Союза-5» начался 2 года назад. К настоящему моменту защищен эскизный проект. Готовность ракеты ожидается в 2024 году. Тогда же можно будет говорить и о готовности двигателей, которые будут использовать и для сверхтяжелой ракеты. Потому что двигателями первой ступени будут не РД-171, о которых говорил бывший гендиректор РКК «Энергия», а РД-171МВ — модификация, которую «Энергомаш» начал разрабатывать в прошлом году. И готовы они будут лишь в 2023 году. Причем теоретически готовы, о чем ниже.
Учитывая громадные временные циклы, которые предприятия, относящиеся к Роскосмосу, затрачивают на решение куда более простых в техническом и технологическом отношении задач, есть не менее громадные опасения, что сверхтяжелая ракета не будет готова во втором десятилетии. Потому что за 3 года после того, как двигатели РД-171МВ будут проверены в реальных условиях космоса, сделать сверхтяжелую невозможно. Просто надо изучать историю освоения Луны, там все это описано.
К тому же есть большие сомнения относительно того, что отрасль, знаменитая своей грандиозной затратностью, уложится в те 700 млрд. рублей, о которых сейчас говорит руководство Роскосмоса. Всяческие доплаты из бюджета начнутся на этапе, когда уже нельзя будет закрывать проект, на который будут потрачены рекордные средства.
Как было сказано выше, сверхтяжелая ракета должна быть готова через 8 лет. Однако «Энергию» делали 11 лет. При этом в период, когда советская космическая отрасль работала с куда большей производительностью, чем сейчас.
Так почему же отказались от варианта с построением «лунной ракеты» «Ангара-А7» на базе тяжелой «Ангары-А5»? Ведь двигатель РД-191, на котором может быть построена первая ступень ракеты, уже эксплуатируется и нормально работает не только в ракетах Центра Хруничева, но и в южнокорейской ракете «Наро-1». И этот двигатель «Энергомаш» разрабатывал с 1999 по 2011 год. Кстати, к началу следующего года будет готова его модификация, у которой тяга возросла на 15%.
На какое чудо рассчитывают авторы концепции РКК «Энергия», намереваясь получить РД-171МВ в 2023 году?
Критики «ангарского» проекта заявляют, что для реализации Лунной программы понадобятся четыре запуска «Ангары-А7», поскольку на низкую опорную орбиту она сможет выводить 37−40 тонн полезной нагрузки. В то время как сверхтяжелая ракета, которая уже получила предварительное название «Энергия-5.1», должна стартовать лишь дважды, так как на НОО она сможет выводить 75−80 тонн.
Из этого следует, что ставка сделана на журавля в небе, а не на синицу в руке. Но журавлей мог ловить Королев и его соратники. Нынешние на это не способны.
При этом следует учесть и уровень конкурентной борьбы в отрасли. То есть далеко не все претензии к хруничевской ракете имеют технический характер. А порой в ход идет и явный подлог. Одной из причин охлаждения Роскосмоса к семейству ракет «Ангара» является якобы непомерная стоимость их запуска. И вбросило этот слух Федеральное управление гражданской авиации США, опубликовавшее доклад о стоимости запусков тяжелых ракет. Так вот, запуск «Ангары-А5» был оценен в 100 млн. долларов, в то время как для «Фалькон-9» эта цифра равна 62 млн. Арифметика предельно лукавая, взяли стоимость разработки и разделили ее на 5 пусков, учтя, естественно, затраты на комплектующие и производство.
В такой ситуации и РКК «Энергия» (разработчик), и самарский «Прогресс» (предполагаемый изготовитель) заявили, что эксплуатация «Союза-5» будет значительно дешевле. Но при этом совершенно неизвестно, сколько денег будет истрачено и на разработку ракеты, которая прошла только стадию эскизного проектирования, и на подготовку производства, и на само производство. Одним из наиболее весомых аргументов в Роскосмосе является крепость глотки.
Новости с орбиты: Российские космонавты сумели осмотреть дыру в корабле «Союз МС-09»
Космическая одиссея: Рогозин на Луне: «Поехали!» и приехали
По теме: