Положения, посвященные институту наставничества, предлагается ввести в закон «О государственной гражданской службе». Проект поправок размещен в среду на портале regulation.gov.ru. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2017 года.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, наставником может быть назначен человек, имеющий общий чиновничий стаж не менее 10 лет, достигший предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе. Наставники будут работать на срочном трудовом договоре на должности, не являющейся должностью госслужащего.
Предельный возраст пребывания чиновника на гражданской службе в России составляет 60 лет. С согласия чиновника, достигшего этого возраста, и по решению нанимателя, он может быть продлен, но не более чем до 65 лет. В 2013 году президентом был подписан указ, по которому предельный возраст, с согласия чиновника, может быть увеличен до 70 лет федеральными органами власти или самим президентом, если он назначал руководителя на должность.
Институт наставничества на госслужбе упоминался в одном из майских указов президента Владимир Путина 2012 года. Тогда от правительства требовалось представить предложения по его развитию. Начиная с этого времени инициативы по внедрению этой практики в различных формах стали внедряться в регионах.
Правительство Новосибирской области в 2012 году предложило в течение трех дней с момента начала госслужбы закреплять за чиновником наставника – начальника или другого высокопрофессионального служащего, который помогал бы новому сотруднику с «профессионально-познавательной» и «социально-психологической» адаптацией.
В 2013 году постановление об утверждении наставничества было подписано губернатором Пензенской области. Кураторы должны были назначаться чиновникам в возрасте до 30 лет: тем, кто впервые поступил на госслужбу, и тем, кто перешел на более высокий пост. Для того, чтобы стать наставником в Пензе, требовалось только 2 года стажа.
«Приходит новый служащий и не знает — с кем общаться, куда звонить, куда пойти. Сложно спрашивать с человека, который мало что знает. Это как курс молодого бойца — только для госслужащих», – объяснял тогда «Коммерсанту» руководитель аппарата губернатора Виктор Рубцов.
Такая технология применялась и применяется во многих странах мира, в том числе в советское время, говорит завкафедрой госслужбы и кадровой политики ГУУ Александр Турчинов. Так не потеряется опыт, которым обладает заканчивающий карьеру госслужащий. «Иначе плотность профессионального опыта – «профессиональный бульон» – становится очень жидким, в нем сложно вариться: спросить не у кого, с профессионалами не пообщаться», – объясняет эксперт.
Скорее похоже на заботу о том, чтобы трудоустроить госслужащих-пенсионеров, – «намерение тоже, в общем благородное», скептичен доцент департамента государственного и муниципального управления НИУ-ВШЭ Павел Кудюкин.
По его словам, сейчас активно внедряются административные должностные регламенты, которые должны содержать подробные алгоритмы действий во всех возможных ситуациях и максимально ограничивать пределы административного усмотрения – значимого источника коррупции. «В реальной службе – в таких не вполне европейских обществах, как наше – неформальные институты и механизмы порой играют гораздо более важную роль, чем писаные нормы. В освоении таких механизмов старые госслужащие незаменимы, но вопрос в том, хотим ли мы именно эти черты госслужбы сохранить», – скептичен он.
Источник: rbc.ru