Положение «О предоставлении помощи в проведении финансовых транзакций лицам под санкциями» вступило в силу через 180 дней после подписания самого Акта в поддержку свободы Украины (Ukraine Freedom Support Act), принятого конгрессом США в декабре 2014 года. С 16 июня 2015 года президент США может (но не обязан) ввести санкции в отношении иностранных финансовых институтов, если они «сознательно помогают проводить значительные финансовые транзакции» лицам, которые находятся в списке «заблокированных» лиц (SDN).
Закон не определяет, какая транзакция должна считаться «значительной», оставляя интерпретацию данного атрибута президенту.
В списке SDN фигурируют, в частности, российские бизнесмены Аркадий и Борис Ротенберги, Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко (были внесены как лица из «ближнего круга президента Владимира Путина»), а также принадлежащие им компании и банки. Также в список SDN были включены глава «Роснефти» Игорь Сечин, глава РЖД Владимир Якунин, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Американским лицам воспрещены какие-либо транзакции в отношении российских граждан и компаний из списка SDN, активы и счета фигурантов списка в США предписано замораживать.
Теперь любой азиатский или европейский финансовый институт (а в эту категорию входят не только банки, но и страховые компании, платежные операторы и даже игорные дома) попадает в зону риска, если помогает проводить крупные транзакции российским лицам и предприятиям из списка SDN. США могут наказать такой финансовый институт запретом на открытие или поддержание корреспондентских счетов в Америке.
«Многие неамериканские банки сейчас и так воздерживаются от любых транзакций с российскими SDN. Но те иностранные банки, которые были готовы проводить такие операции, теперь лишний раз подумают», — сказала The Wall Street Journal юрист Steptoe & Johnson Мередит Рэтбоун.
Сейчас в списке SDN числятся около 50 россиян и около 40 российских компаний, замечают юристы Steptoe & Johnson в своем обзоре. Угроза «вторичных» санкций, хотя закон и не обязывает президента США их применять, вынуждает неамериканские финансовые организации тщательнее проверять своих контрагентов и конечных адресатов транзакций и уделять большее внимание оценке рисков взаимодействия с подсанкционными лицами.
До недавних пор подобные «вторичные» санкции США действовали только в рамках санкционных программ по Ирану и Кубе. В то время как соблюдение первичных санкций требуется только от американских физических и юридических лиц, вторичные санкции «расширяют» американскую юрисдикцию на любые иностранные финансовые институты. Впрочем, это не значит, что США запрещают иностранным банкам подобные транзакции — никакой юридической ответственности не предусмотрено, просто США ограничивают доступ к собственной финансовой системе.
Несмотря на то что большинство санкционных мер, обозначенных в Ukraine Freedom Support Act, до этого уже были введены президентскими указами, в законе еще есть неиспользованные опции. Например, президент США может наложить санкции на «Газпром» (ограничить компании доступ в рынкам финансирования), если сочтет, что концерн прибегает к «значительным» недопоставкам газа в страны НАТО или на Украину, в Грузию или Молдавию.
При участии Ивана Ткачева
Источник: rbc.ru