Пессимизм нарастает
Продолжающееся сокращение реальной заработной платы и доходов от предпринимательства может ускорить падение реальных доходов населения к концу 2015 года, следует из аналитического материала, подготовленного экспертами Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Россияне все больше осознают негативные перспективы: количество граждан, смотрящих в будущее с уверенностью, к осени резко сократилось, свидетельствуют свежие опросы РАНХиГС.
«Существенное отличие от предыдущих периодов нашего наблюдения — нарастающая неудовлетворенность населения ухудшающимися социально-экономическими условиями», — отмечается в бюллетене. Если зимой и весной существенная доля населения оценивала состояние экономики как стабильное, то к концу лета «наметился тренд перехода части «лояльных кризису» граждан в число недовольных или пессимистично настроенных».
Массовые представления о длительности кризиса стали клониться в сторону пессимизма, свидетельствуют результаты опросов РАНХиГС: выросла доля тех, кто прогнозирует ухудшение экономики в течение 1–2 лет и дольше (34% в августе против 27,6% в апреле), одновременно сократилась доля тех, кто ожидает улучшения ситуации (до 21,2% опрошенных в августе с 38,3% в апреле).
Рост негативных ожиданий отмечается во всех типах поселений, но особенно сильно беспокоятся жители мегаполисов, говорится в бюллетене. Доля респондентов крупных городов, ожидающих для себя негативных последствий, выросла до 20%. При этом 70% жителей крупных городов уже затронуты кризисом, утверждают эксперты.
Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина на этой неделе заявил, что начинает замерять регионы по степени социальных, политических и экономических рисков. Как следует из материалов комитета, «регионы риска» с точки зрения социально-экономической ситуации — это Коми, Карачаево-Черкесия, Чечня, Ингушетия, Псковская, Астраханская, Нижегородская, Кемеровская, Ивановская области.
Доходы падают
В первом полугодии 2015 года число бедных в России выросло, пишут аналитики РАНХиГС. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 15,1%, что на 2 п.п. выше уровня соответствующего периода 2014 года. Бедное население, раньше чаще отмечавшее позитивные перемены, перестало их замечать. А средне- и высокообеспеченные респонденты мало изменили свои оценки.
В январе—августе 2015 года денежные доходы снижались медленнее, чем заработная плата, отмечается в бюллетене. В структуре доходов населения во втором квартале 2015 года (по сравнению с тем же кварталом прошлого года) уменьшилась доля оплаты труда и доходов от предпринимательства, но выросла доля социальных выплат (с 18,8% до 19,3%) и доходов от собственности (с 4,8% до 6,1%), пишут эксперты.
Рост доли соцвыплат они связывают как с сокращением доли трудовых доходов, так и с тем, что граждане стали чаще обращаться за пособиями в связи с ухудшением материального положения. Увеличение доли доходов от собственности может быть связано с ростом процентов по депозитам после повышения ключевой ставки ЦБ до 17% в конце 2014 года, но на фоне ее постепенного снижения (сейчас — 11%) банки тоже опускают ставки.
Возможности для сдерживания падения реальных располагаемых денежных доходов населения исчерпываются, делают вывод аналитики. Покупательная способность, уже значительно сократившаяся, может к концу года упасть еще сильнее. Риски бедности населения, особенно пенсионеров и семей с детьми, в этих условиях могут еще больше возрасти.
В первом полугодии 2015 года доля денежных доходов россиян, использованных на покупку товаров и услуг, снизилась на 3 п.п. (с 77,2% до 74,2%) по сравнению с первым полугодием 2014-го. Больше всего снизилась покупательская способность на овощи, сахар, рис и другие крупы, мороженую рыбу. Величина прожиточного минимума в то же время выросла для всего населения. Во втором квартале она увеличилась для трудоспособного населения и пенсионеров на 22%, для детей — на 24%.
Социальная сфера под угрозой
Развивающийся кризис не повлек снижения занятости населения в силу российской специфики, отмечают эксперты. На фоне умеренного или слабого роста безработицы растет неполная занятость, позволяющая снизить издержки работодателей. «Российские занятые легче готовы терпеть снижение заработков, чем потерю работы», — отмечают эксперты. Общий тренд на ухудшение очевиден, следует из доклада: спад доходов населения произошел в 67 регионах.
Вторая причина низкого уровня безработицы (5,3% в августе 2015 года) — демографическая: на рынок выходит малочисленное поколение 1990-х годов рождения, а покидает его значительно большее по численности поколение 1950-х годов рождения. Третья причина — большое число трудовых мигрантов, которые при отсутствии работы уезжают, освобождая места на рынке труда.
Динамика расходов региональных бюджетов на социальные цели показывает, что «оптимизация» нарастает. В первом полугодии 25 регионов сократили расходы на образование, в том числе Москва — на 12% (несмотря на рост доходов бюджета столицы на 14%). Расходы на здравоохранение сократили 11 регионов, в том числе республика Адыгея — на 20%, Амурская область — на 9%, Москва и Свердловская область — на 7%.
«В целом динамика доходов и расходов бюджетов регионов в первом полугодии 2015 года выглядит менее проблемной по сравнению с динамикой социально-экономического развития регионов. Причина в том, что бюджеты многих регионов уже третий год лежат «на дне», а экономика, инвестиции, доходы и потребление населения начали падать позже. Вероятность снижения доходов бюджетов регионов в ухудшающихся экономических условиях возрастает. При таком сценарии «оптимизация» социальных расходов пойдет еще быстрее, охватывая все больше регионов», — резюмируют аналитики РАНХиГС.
Источник: rbc.ru