Предложение расширить перечень информации, которая не относится к налоговой тайне, глава Федеральной налоговой службы сделал на парламентских слушаниях, посвященных Основным направлениям налоговой политики правительства. «С точки зрения компаний [данные] о сумме уплаченных налогов, о предоставлении налоговой отчетности, о средней численности профессионалов, о налоге на имущество — почему мы не можем это открыть?» — задался он вопросом.
Представитель ФНС пояснил РБК, что глава службы высказался по поводу инициативы Минфина. По его словам, налоговая служба ее поддерживает.
В разработанном Минфином проекте Основных направлений налоговой политики утверждается, что речь идет исключительно об информации о налогоплательщиках-организациях и той информации, которая в настоящее время и так публикуется как составная часть бухгалтерской отчетности.
Снятие с такой информации статуса налоговой тайны, по мнению чиновников, расширит возможности налогоплательщиков проверки своих контрагентов.
Ее получение от налоговых органов «подтверждало бы проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности» при заключении сделок, влекущих возникновение налоговой выгоды. Если у компании таких доказательств нет, ему может быть отказано в признании обоснованности ее получения. Это, например, может привести к отказу от вычета НДС по операции с контрагентом, который оказался фирмой-«однодневкой».
Статус налоговой тайны может быть снят с информации о представленной отчетности, показателях налоговой отчетности, средней численности персонала, средней заработной плате, сумме уплаченных налогов, говорится в документе Минфина.
«Если раскрываемые данные будут ограничены этим перечнем, то в его раскрытии мы не усматриваем ничего критичного для бизнеса», — говорит президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко. Эти данные и так можно получить, но не в налоговых органах, а в органах статистики. Опасность, по ее словам, может представлять раскрытие сведений, составляющих коммерческую или личную тайну налогоплательщика — «это, пожалуй, грань».
Большая открытость упростит и облегчит для компаний-налогоплательщиков проверку контрагентов, считает адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. По его мнению, для проверки контрагента достаточно было бы получить однозначный ответ от системы ФНС (например, «можно доверять» или «требует дополнительной проверки»), самим анализировать данные необязательно. «Пусть бы этим ФНС дальше и занималась», — говорит он.
Источник: rbc.ru