Кому достанутся выставленные на аукцион советские истребители — Сербии, Сирии, Африке?

Министерство обороны Венгрии выставило на аукцион списанные МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры») советского и российского производства, которые Москва поставила Будапешту в счет погашения долга СССР четверть века назад. Истребители четвертого поколения продаются почти даром.

Как сообщает британское издание Janes, за 19 боевых машин, 20 двигателей и почти три сотни единиц вооружения и оборудования к ним Венгрия намерена выручить 2,8 млрд. форинтов (или 10 млн. долларов). При том, что стоимость одного такого истребителя, по оценкам экспертов, может достигать сегодня 25 млн. долларов в зависимости от комплектации самолета.

Представленные на торги МиГи, были выведены из эксплуатации более десяти лет назад, потому часть из них нуждается в капитальном ремонте, а часть — в доукомплектовании. И все же цена лота (самолеты продаются как один лот) более чем демпинговая. Особенно, с учетом того, что два года назад за те же самолеты Венгрия планировала получить почти вдвое больше — 18 млн. долларов.

Есть, правда, один нюанс, из-за которого и на этот раз у венгерской стороны могут возникнуть некоторые затруднения. Сделка должна получить одобрение российских властей.

МиГ-29 были поставлены Венгрии в 1993 году в счет списания 800 млн. долларов долга СССР. Всего 28 машин — шесть двухместных и 22 одноместных. Летать на них венгерские летчики учились в Краснодарском высшем военном авиационном училище и на авиабазе Кузовская. Но после вступления страны в НАТО венгерское правительство отдало предпочтение шведской компании Saab, взяв у нее в лизинг 14 истребителей JAS 39 Gripen, которые сейчас составляют основу Военно-воздушных сил страны.

МиГ-29, фактически, был выведен из эксплуатации — последний тренировочный полет на нем состоялся 7 декабря 2010 года.

Найдется ли сегодня покупатель на боевые машины, служившие венгерским ВВС в течение 17 лет?

— Я думаю, найдется, непременно, — комментирует ситуацию вице-президент Российской академии геополитических проблем, бывший военный летчик Владимир Анохин. — А вот венгры проиграют.

Дело в том, что МиГ-29 стоит на вооружении очень многих стран, и никто не жалуется. А уж продавать 19 машин по цене металлолома — глупость несусветная. «Двадцать девятые» еще лет двадцать будут работать. И очень эффективно. Это машина перспективная.

«СП»: — МиГ-29 на вооружении с восьмидесятых, и он все еще конкурентоспособен?

— Поясняю… Летательная машина состоит как бы из двух частей — это аэродинамика, т.е. корпус. И начинка.

Когда у самолета совершенная аэродинамика, то в него можно вкладывать все что угодно, и он будет эффективным еще много-много лет.

Бомбардировщик В-52, какого года? 1954, напомню. Но Пентагон не планирует менять эту машину на новую еще лет десять.

Наш «Медведь» — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 — он, между прочим, летает с 1959 года. И до сих пор самый скоростной в мире самолет с турбовинтовым двигателем.

Что касается МиГ-29 — у него совершеннейшая аэродинамическая схема. И если ему поставить современную авионику и отличные ракеты, то он будет сбивать противника с расстояния 200−300 км.

Толковые люди за это уцепятся. А если дружественные нам Сербия или Сирия купят эти самолеты, то мы достаточно быстро могли бы при соответствующем контракте машины модернизировать. И поставить их «на крыло».

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, со своей стороны, пояснил, почему для совершения сделки требуется одобрение российских властей:

— Вся военная техника, которую мы поставляли и поставляем за рубеж, это, в принципе, и имидж, и достояние страны, поэтому продажа в таком виде (без возможности ремонта) идет по согласованию с нашей страной. А купить могут те, кто нуждается в запчастях и комплектующих.

Желающих, кстати, много. Потому что МиГ-29 одно время мы «раскидали» по всему миру достаточное количество. Нужно просто дождаться и узнать, кто будет покупателем… Я не исключаю, что, может быть, истребители выкупит и Россия.

«СП»: — На металлолом? Или имеет смысл выкупить, восстановить и ввести в строй?

— Чтобы судить об этом, нужно знать реальное техническое состояние этих машин. Только тогда можно четко сказать, куда они годятся — только на металлолом, или могут быть использованы некоторые узлы и агрегаты.

«СП»: — Венгрия избавляется от МиГов потому что она страна НАТО и наши истребители не вписываются в их стандарты?

—  Там вопрос не стандартов, там вопрос политики. Есть, как говорится, более мощные старшие партнеры, которые настаивают на том, чтобы ничего подобного у них в войсках не было. Американцы заинтересованы в том, чтобы все было американское.

«СП»: — Но Будапешт пока предпочитает шведскую технику…

— Да, они взяли себе Saab JAS 39C/D — «Грипен» — тоже многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный, шведской компанией «СААБ Авионикс». Шведов, скорей всего, американцы вытеснять там с рынка не будут, но свое что-нибудь все равно венграм предложат.

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник ВВС в отставке Александр Жилин не исключает, что истребители могла бы приобрести Сирия:

— Сирийские летчики летают на полном старье. У них в ходу еще Су-7 (не путать с «двадцать седьмыми), и они умудряются на них неплохо биться и кого-то еще сбивать…

Десять миллионов — не такая уж большая сумма для Асада, мне кажется. Там наши специалисты, мы быстро ввели бы все в строй.

«СП»: — А, скажем, Украина может поучаствовать в аукционе? Все-таки советская техническая база там какая-то осталась, чтобы довести самолеты до ума?

— Поучаствовать она, наверное, может… Только Украине априори поставлять нельзя. Западные «партнеры» с ней уже не справляются — по всему видно. Поэтому с точки зрения безопасности в регионе, Украине нельзя поставлять современное вооружение. Просто нельзя.

«СП»: — Но есть ли смысл вообще покупать эти самолеты? Не слишком ли дорого встанет доведение их до ума?

— В любом случае, это значительно дешевле, чем покупать новые истребители. Тема более что МиГ-29 и в сегодняшних реалиях замечательная машина, позволяющая выполнять боевые задачи на самом высоком уровне.

В пилотировании она несложная, а как система «человек-машина» практически идеальна. Это многоцелевой самолет, его можно использовать как угодно, и где угодно. Планер ее позволяет работать как на больших перегрузках, так и на малых скоростях, что очень важно.

Но многое, конечно, зависит и от подготовки летного состава. Если летчик налетал за год десять часов, это — не летчик. Он должен провести в воздухе минимум 120 часов в год. Причем, и в простых, и в сложных метеоусловиях. Только тогда он будет с машиной, что называется, «на ты».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *