России, с ее пусть и современными «палками-копалками», в будущем уготована незавидная роль

Четвертая промышленная революция постепенно набирает обороты, и уже сейчас становится ясно, что «великая энергетическая сверхдержава» – Россия – через полвека может окончательно скатиться в категорию второразрядных стран. Если не занять ещё более низкое место в мировой табели о рангах.
 

Про Четвертую промышленную революцию очень любят рассуждать не только зарубежные эксперты, но и некоторые специалисты отечественного розлива.

Произносятся глубокомысленные фразы про цифровизацию, соскакивание с нефтяной иглы и ещё куча мудреных выражений и словесных оборотов, но российский бюджет как и раньше верстают с оглядкой на нефть. А на Запад и Восток ударными темпами тянут газопроводы с пафосными названиями, о которых, захлебываясь от восторга, бесконечно верещат говорящие головы в телевизоре. Как будто электорату от этих самых газопроводов жить становится хоть на грамм легче и сытнее.

Самое печальное, что почему-то никто не видит дальше собственного носа и не понимает, что пока Россия остается сырьевым придатком Запада, меняя свои природные ресурсы на стеклянные бусы, тот же самый Запад, да и Восток, уже вступили в совсем другое измерение. Где эти самые нефть и газ не будут пользоваться таким спросом, как сейчас. Потому что Четвертая промышленная революция в том числе подразумевает практически тотальный переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

Сжигание углеводородов уже сейчас расценивается чуть ли не как средневековое варварство и абсолютно тупиковый путь энергетики. Все это приведет к тому, что в недалеком уже будущем двигатели внутреннего сгорания и электростанции, работающие на углеводородах, будут объявлены вне закона.

Разумеется, в ближайшие полвека полностью от них не откажутся, но борьба с этим пережитком прошлого идет весьма активная.

Вот весьма красноречивые примеры этой борьбы.

Начиная с 2032 года столица США – Вашингтон – полностью перейдет на потребление электричества, выработанного «чистыми» электростанциями, к которым относятся ветряные, солнечные и гидроаккумулирующие станции.

Также к 2032 году в Вашингтоне не останется ни одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Стоит отметить, что произойдет это уже через тринадцать лет, то есть ждать осталось недолго.

К 2040 году весь общественный транспорт штата Калифорния станет экологически чистым, а в 2045 году Калифорния полностью перейдет на возобновляемые источники энергии. Как и штат Гавайи. А, например, курортный город Аспен уже сейчас полностью перешел на электроэнергию, вырабатываемую ветрогенераторами и солнечными панелями.

Начиная с 2022 года немецкий автомобилестроительный концерн Daimler AG переведет три своих завода на потребление исключительно «чистой» электроэнергии, о чем было подписано соглашение с норвежской энергетической компанией Statkraft – европейским лидером в области возобновляемой энергии.

Норвежцы в настоящее время строят ударными темпами ветряные электростанции по всей Европе и продвигают свои «ветряки» и на рынки Америки и Азии. А что касается Германии, то она уже сейчас почти 40% всей энергии получает от «чистых» электростанций. Но это не все достижения немцев на пути в светлое «зеленое» будущее.

Именно в Германии в этом году началась эксплуатация первого в мире водородного электропоезда Coradia iLint, разработанного французской компанией Alstom. И это неудивительно, так как практически половина немецких железнодорожных линий не электрифицирована, а с 2035 года вступает полный запрет на эксплуатацию дизельных и дизель-электрических локомотивов. И немцам волей-неволей приходится переходить на водородные поезда.

То же самое в ближайшие годы сделают Франция, Великобритания и остальные западноевропейские страны.

Про электромобили было уже сказано столько, что не имеет смысла лишний раз возвращаться к этой теме. Стоит только добавить, что многие автопроизводители окончательно отказываются от разработок новых бензиновых и дизельных двигателей, так как исторической перспективы они больше не имеют.

К 2050 году в Евросоюзе вообще не должно остаться машин с двигателями внутреннего сгорания, которые своё место под солнцем уступят электромобилям и водородомобилям. Даже армейские автомобили и то стали оснащать гибридными силовыми установками, и не за горами появление бронированных электромобилей.

В настоящее время в разных странах разрабатывается множество электрических летательных аппаратов, которые должны прийти на смену нынешним вертолетам и самолетам. И если замена реактивным истребителям и лайнерам в обозримой перспективе пока не грозит, то на смену некоторым типам вертолетов могут прийти электрические мультикоптеры.

Например, в Дубае уже работают в качестве «воздушного такси» немецкие мультикоптеры Volocopter 2X. Значительно продвинулись в их разработке и некоторые китайские компании.

Кроме того, китайцы весьма успешно ведут разработку перспективных солнечных панелей, энергоэффективность которых минимум в два раза превысит эффективность выпускаемых сейчас панелей.

В общем, черты недалекого будущего отчетливо проступают уже сейчас. Это, по возможности, полный отказ от любых двигателей, работающих на бензине и солярке, радикальное снижение числа электростанций, работающих на углеводородах и замещение их «чистыми» электростанциями.

Для России данный общемировой тренд ничего хорошего не принесет, так как в ближайшем будущем нашей стране банально нечего станет экспортировать, потому что спрос на углеводороды снизится в разы. Это относится и к другим нефте- и газодобывающим странам – в эпоху Четвертой промышленной революции невозможно будет оставаться конкурентоспособным только за счет того, что наковыряли из земли.

А Россия, судя по топтанию на месте все последние десятилетия, так и будет оставаться страной, в активе которой будет все та же самая «палка-копалка» и больше ничего. Во всяком случае, что-то не видно на горизонте сотен высокотехнологичных производств и миллионов новых рабочих мест, которые обеспечили бы России задел на будущее. А вместо этого видны лишь бесконечные трубопроводы и строительство инфраструктуры для их обслуживания.

Например, 20 декабря Выборгский судостроительный завод отрапортовал о завершении строительства ледокола «Андрей Вилькицкий». Хорошая новость, но… заказчик ледокола – «Газпромнефть», и предназначен этот ледокол исключительно для проводки танкеров во льдах. Вот чем Россия может точно гордиться, так это впечатляющей оперативностью, направленной на то, чтобы пресловутая углеводородная «труба» работала бесперебойно.

Остается только гадать, а что же ожидает население России, когда спрос на углеводороды снизится? Если уже сейчас, при достаточно высоких ценах на нефть, нам говорят, что денег нет, повышают пенсионный возраст, начинают трясти нищих самозанятых, вводят новые налоги и поднимают акцизы, то что будет через 15-20 лет? Когда Западная Европа в два, а то и больше раз сократит импорт российских углеводородов?

Видимо, опять попросят отнестись с пониманием и пенсионный возраст поднимут до 75 лет, чтобы уж гарантированно никто не доживал до пенсии. Попутно введут налог на ВСЁ, и несчастный электорат, так и не дождавшийся обещанных «прорывов», будет платить за то, что дышит. Не исключено, что и за тех, кто уже не дышит, тоже придется платить.

И шансов изменить ситуацию нет. Россия вступила в тот самый период, который можно охарактеризовать как мегазастой. Правящая верхушка не просто забронзовела, а сама себя отлила в граните, настолько сильно оторвавшись от реальности, что временами кажется, что страной управляют либо из Зазеркалья, либо с темной стороны Луны.

Впрочем, на их век сверхдоходов от продажи углеводородов западным и восточным «партнерам» хватит, а после нас, как известно, хоть Потоп.

Так что перспективы у «великой энергетической сверхдержавы» и сейчас не ахти какие блестящие, а дальше будут ещё хуже. Топтание на месте с не гибкой, забронзовевше-окаменевшей гранитно-отлитой элитой никогда ни к чему хорошему не приводило.

Патентованные пропагандисты федеральных телеканалов с итальянскими и британскими паспортами могут хоть по сто раз на дню каркать из телевизора слово «халва», вот только слаще от этого не станет.

Для России едва не стали нокаутирующим ударом бездарно растраченные девяностые годы, но спасибо советскому заделу – благодаря ему страна не ухнула в пропасть окончательно, а кое-как умудрилась выстоять, балансируя на её краю. В нулевые казалось, что вроде наметилась положительная динамика, но 2018 год со всей беспощадностью показал, что положение ещё хуже, чем казалось, и что впереди будут нелегкие времена.

Четвертая промышленная революция, к которой Россия оказалась абсолютно не готова, может вообще оставить страну «за бортом» общемирового развития. И не надо умиляться при виде штучных московских электробусов – это не более чем экзотика, больше напоминающая пресловутые потемкинские деревни, чем свидетельство мощного экономического роста, отсутствие которого не стесняются подтверждать даже на самом высоком уровне.

Впрочем, пока всем заправляют «эффективные менеджеры», которые ещё умудряются пенять гражданам за то, что те не поблагодарили олигархов за обчищенные карманы и поломанные судьбы, будущее страны выглядит и будет выглядеть на редкость тоскливо.

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *