Принято считать греков – ленивыми, алчными и не платящими налогов. Это неправда. Доля теневой экономики в Греции на уровне Латвии, а работают греки намного больше немцев. Демонизация греков происходит с помощью ряда мифов, которые не соответствуют действительности, пишет Русская служба BBC.
Пять мифов о Греции
1: В Греции зарегистрировано больше Porsche Cayenne, чем налогоплательщиков с доходом от 50 тыс. евро и выше
Происхождение: впервые это утверждение прозвучало из уст Геракла Полемархакиса, советника по экономике бывшего премьер-министра страны.
Профессор Полемархакис сказал, что его ремарка носила неформальный характер и была основана на слухах, которые циркулировали в политических кругах Греции несколько лет назад. Единственный факт, перекликающийся с заявлением Полемархакиса, заключается в том, что в городе Ларисса на каждых 2500 жителей приходился один Porsche. Этот показатель вдвое выше среднего по развитым странам, но ремарку Полемархакиса он не подтверждает.
На самом деле на 2010 год в Греции было зарегистрировано 311 428 налогоплательщиков с доходом свыше 50 тыс. евро, в то время как Porche, судя по официальной статистике компании, продал в Греции всего 1500 моделей Cayenne с 2003 года.
2: В 2010 году в Греции не было уплачено 89,5% всех налогов. В Германии тот же показатель составил 2,3%
Происхождение: цифра появилась в инфографике газеты The Washington Post, после чего пользователи соцсетей заговорили о том, что неуплата налогов большей частью населения в 2010 году и есть корень нынешних проблем Греции.
Цифра 89,5% впервые появилась в отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), однако речь шла о долговой задолженности прошлых лет, а не о тех налогах, которые правительство Греции собрало с граждан страны.
Столь высокая цифра объясняется тем, как греки ведут свою бухгалтерию, говорит блогер Ричард Мерфи, который специализируется на теме налогов. «Как правило, налоговики каждый год смотрят на цифры и говорят: «Мы спишем некоторую часть долгов, потому что нам их все равно никогда не вернут». Греция же зафиксировала такой огромный невозврат, потому что они не списывали старые долги.
Судя по отчетам ОЭСР, в 2010 году налоговики страны получили 70,3 млрд евро (93,1 млрд долларов), что равняется 34% ВВП страны, при среднем показателе по ЕС в 38,5%. Отчасти это объясняется наличием в Греции большой теневой экономики, участники которой не платят налог на прибыль и НДС.
Если верить одному из исследований, на которое ссылается Международный валютный фонд, в период с 1999 по 2010 годы греческая теневая экономика формировала 27% ВВП страны. В других развитых странах эта цифра в среднем достигает 20,2%. Это значит, что четверть налогов, которые могли бы пойти в бюджет страны, просто не были задекларированы. Таким образом, власти Греции каждый год теряли примерно 28 млрд евро (31 млрд долларов) в неуплаченных налогах.
Для примера в Латвии в 2010 году теневая экономика составила 27,3% от ВВП, в 2013 – 23,8%, что сравнимо с показателями Греции.
3: Некоторые греки считают, что работают больше, чем жители других стран Европы
Происхождение: судя по данным ОЭСР, 15 из 34 членов которой являются европейскими странами, в 2014 году в среднем каждый гражданин Греции проработал 2000 часов. Это действительно наивысший показатель по Европе. Грецию по нему опередили только Мексика, Коста-Рика и Южная Корея. С другой стороны, средний работник в Германии работает только 1371 час в год, то есть меньше, чем гражданин любой другой из стран ОЭСР, в которых проводились исследования.
Так правда ли, что греки трудятся больше всех, а немцы – самые ленивые, или всё не так просто?
Специалист по статистике ОЭСР Паскаль Марианна объясняет, что многие граждане Греции, такие как владельцы торговых лавок или фермеры, работают сами на себя. Такие работники в среднем трудятся больше, чем наемные рабочие. С другой стороны, в Германии достаточно высок процент людей, работающих на неполной ставке, что также влияет на статистику по количеству проработанных гражданами страны часов.
Таким образом, эти страны трудно сравнивать между собой из-за разной структуры рынка труда. Однако если учесть эти факторы и отбросить тех, кто работает на неполной ставке или на себя, всё равно выходит, что греки трудятся больше немцев. Отчасти это объясняется тем, что у немцев в среднем больше отпусков и отгулов по болезни.
Но насколько результативен этот труд?
Если сравнить общее количество произведенных товаров и услуг, то Германия оказывается на 9-м месте среди стран ОЭСР по производительности труда рабочего, в то время как Греция – лишь на 25-м.
Оговоримся, что эта статистика составляется независимыми компаниями, которые применяют свои собственные методы. В то же время работа официальной статистической службы Греции в последнее время качеством не блещет.
4: За последние 5 лет 10 тысяч греков совершили самоубийства
Происхождение: цифра появилась в газете Guardian со ссылкой на безработную сторонницу партии «Сириза».
Согласно исследованию Университета Пенсильвании, изучавшему связь между бедностью и количеством суицидов в Греции за последние 30 лет, всего в Греции в период с 1983 по 2012 год произошло 11 500 самоубийств, то есть по 400 самоубийств в год.
Информации по количеству самоубийц после 2012 года нет, но можно сделать предположение.
По словам ученых, самое большое количество самоубийств, произошедшее за один месяц – 64. Если предположить, что каждый месяц за последние 5 лет число самоубийств достигало максимума, то всего получится 3800 суицидов, что далеко не 10 тысяч.
5: Билеты на поезд в Греции так дороги, что дешевле передвигаться на такси
Происхождение: эту фразу произнес в 1992 году Стефанос Манос, бывший тогда министром финансов страны. В 2012 году он заявил Би-би-си, что с тех пор ситуация могла стать только хуже.
Проверить данные за 1992 год сложно, однако легко находится статистика за 2012 год. В 2012-м операторы греческих железных дорог понесли убытки чуть больше, чем в 1 млрд евро. Таким образом, по расчетам Би-би-си выходит, что цена перевозки поездом одного пассажира на один километр равнялась 60 евроцентам.
В то же время если попросить таксиста из Салоник довезти до Афин, дорога обойдется примерно в 1,2 евро за километр. Это вдвое дороже, чем на поезде, при условии, что в такси едет один пассажир. Если брать автомобиль на четверых, то стоимость поездки каждого составит примерно половину стоимости железнодорожной поездки.
Владимир Бучельников
Источник: vesti.lv