Похоже, что прогнозы тех, кто считал, что пресловутая “битва холодильника и телевизора” в России закончится победой первого, постепенно начинают сбываться. Во всяком случае, недавний опрос “Левада-центра”, посвященный потребительским предпочтениям россиян, а также их возможностям приобретать те или иные товары, совершенно определенно указывает на эту, весьма тревожную для власти тенденцию.
При поверхностном знакомстве с результатами этого исследования может показаться, что пропагандистские усилия приносят свои плоды – россияне в условиях санкций единодушно откликнулись на призывы покупать отечественное. Однако не все так прямолинейно.
На вопрос социологов, какие продовольственные товары сейчас лучше приобретать: российские или импортные, 91% респондентов уверенно выбрали отечественные продукты, и лишь 3% оказались “не патриотами”. Из этого можно заключить, что пропаганда работает. Однако если посмотреть на результаты аналогичных опросов в прошлые годы, выяснится, что на самом деле здесь мало что изменилось. Идее поддержки отечественного производителя около 90% россиян были преданны и в 2002, и в 2006, и в 2008 годах. Тогда рейтинг отечественного производителя колебался на уровне 89%. То есть, рост популярности российских продуктов в 2015 году на 2% – это ниже уровня статической погрешности, составляющей для этого опроса 3,4%.
Тут не стоит даже подробно останавливаться на той теме, что более высокое качество российского продовольствия по сравнению с импортным – не более чем миф. Во-первых, потому, что пропаганда, собственно и построена по преимуществу на мифах или на отдельных, тенденциозно подобранных фактах, а стало быть, какие к ней претензии? Во-вторых, зачем спорить с очевидным враньем? Порошковое молоко длительного хранения, произведенное в России, ничем не лучше такого же порошкового молока, произведенного на Западе. Химия – она и в Африке химия.
О том же, почему российское сливочное масло якобы 82% жирности остается подозрительно мягким даже в холодильнике, ради поддержки отечественного капитала, подвизающегося в аграрном бизнесе, лучше вообще не вспоминать. Как и о том, что к новозеландскому маслу, исчезнувшему с российских прилавков после введения контрсанкций, таких вопросов, например, не возникало.
То есть, пропаганда здесь как работала, так и работает, но принципиально сознание российских граждан она в этой области не изменила. Несмотря на сомнительные преимущества качества российских продуктов по сравнению с аналогичными западными, отечественный потребитель предан им, как и раньше.
Незначительно повлияла пропаганда и на популярность отечественной одежды и обуви. Хотя за последний год число тех, кто предпочитает российские швейные и обувные изделия впервые за много лет несколько превысило количество любителей импорта (соответственно, 48% и 44%), как видим, на почти половину россиян это не оказало никакого влияния.
Что же касается товаров длительного пользования и предметов домашнего обихода, то здесь усилия провластных пропагандистов, судя по опросу, пропали даром – большинство российских граждан (сегодня это 46% против 43%), как отдавали предпочтение импортной продукции до санкций и контрсанкций, так и остаются верны ей и после их введения.
Выходит, что влияние пропаганды на общественное сознание в плане изменения потребительских предпочтений оказалось весьма незначительным. Куда примечательнее другое – этот же опрос продемонстрировал реальное ухудшение экономического положения россиян.
Так, если в марте 2014 года на вопрос: “можно ли сказать, что вы (члены вашей семьи) в последние 2-3 месяца стараетесь покупать более дешевые продукты питания и другие предметы первой необходимости, чем покупали ранее?”, “определенно да” и “скорее да” ответили 54% респондентов, то в августе 2015 года таких оказалось уже почти 70%.
Причем за тот же промежуток времени число тех, кто ответил на этот вопрос “скорее нет” сократилось с 35% до 25%. Число наиболее благополучных граждан, кто еще в марте 2014 года отвечали на него “определенно нет”, к августу 2015 года сократилось более чем вдвое – с 7% до 3%.
Очевидно, что такие ответы – показатель реального снижения уровня жизни людей и их потребительских стандартов. Причины этого известны – рост цен на фоне фактической заморозки заработной платы как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики.
Приведет ли все это к снижению рейтингов действующей власти? Если дела и дальше будут идти под горку, то, в конце концов, вполне возможно. Однако на данный момент тот же опрос “Левада-центра” показывает, что большинство россиян связывают ухудшение их жизни не с внутренними, а внешними факторами.
Например, всего за восемь месяцев текущего года число тех, кто считает, что виной всех бед стало падение цен на нефть, увеличилось с 37% до 49%. За тот же период выросло с 51% до 59% и количество тех, кто уверен, что их проблемы вызваны падением курса рубля. Растет и число тех, кто относит ухудшение своего положения на счет взаимных санкций (с 22% до 29%).
В то же время даже немного сократилось число тех россиян, которые возлагают вину за это на родных чиновников (с 17% до 16%) или спекулянтов (с 27% до 25%), или на спад отечественного производства (с 23% до 21%). Еще меньше (с 4% до 3%) стало тех, кто винит в этом государство, которое печатает слишком много денег.
Да, пропаганда все еще действует. Однако обольщаться не стоит – у всего есть предел. Как учит история, от восторженного ура-патриотизма до крушения всего и вся порой пролетает совсем короткий миг.
Александр Желенин
Источник: rosbalt.ru