Попробую расшифровать определение Александром Лукашенко нынешнего варианта Русского мира, которое выразилось в обидное для адептов РМ слово – глупость!
В России и не заметили, как образ Русского мира из понятия этно-культурного превратился в конфессионально-языковой! Когда сегодня говорится о Русском мире, ассоциативно возникает и образ православной церкви с непременным центром в Москве/в России, и доминирующее/каноническое русское единоязычие, и российско-православные трактовки истории всего Руського света, который сегодня состоит из формирующихся Белорусского, Русского и Русько-Украинского миров.
После распада СССР три ареала Руського света оказались свободными от центростремительных тенденций и центробежно устремились каждый в поиск своего. Государственный суверенитет Белоруссии, России и Украины сделал эти страны друг для друга заграничными, такими же иностранными, как Польша, Германия, США…
Каждая из стран Руського света начала с 1991 года искать новые связующие нити по всему миру. Россия ударилась в олигархически-культурное сращивание со всем Западом. Белоруссия потянулась к Жмуди/Литуве, Польше и Израилю, с которыми общая история во времена Руськой Литвы и Речи Посполитой и общая иудейская вера на протяжении столетий. Украина больше всего потянулась к Канаде, США и Германии, где проживает много выходцев из Украины и которые идеологически заточены на русофобию.
Так случилось. И это надо учитывать. В последние годы Россия окрепла экономически и у нее возродились амбиции старшего/главного брата Руського света, который она решила видеть только Русским миром. Если бы этот российский Русский мир подобно СССР развивался в виде отсутствия доминирующей русской веры и русского понимания истории, то напряжение между частями Руського света не обострилось бы так скоро, а может не обострилось бы и никогда. Но Русский мир начал активно декларировать свою православную русскость, в ответ на что Украина, которая во времена УССР всегда была спарринг-партнером РСФСР по соцсоревнованию, начала изобретать свою украинскость.
И для Белоруссии, и для Украины РПЦ МП не совсем своя, так как ее центр находится за границей – на чужине! И если Россия предлагает и даже требует от Украины и Белоруссии считать РПЦ МП родной, хоть и руководимой из-за границы, то те же украинцы иудейской веры окрепли в понимании, что иудейская вера, руководимая из Израиля, для них то же родная. А украинские адепты протестантизма, руководимого из Америки, начали считать родной протестантскую веру и Американский мир.
В итоге на Украине случилось горячее соревнование за души украинцев трех тенденций – Русского мира, Иудейского мира и Американского мира. В Белоруссии же идет соревнование, но пока оно проходит спокойно, за души белорусов между Русским, Иудейским и Католическим мирами.
Игра конфессиональная начата и ее одним махом не остановить. Но постепенно остановить можно, а для этого надо понять, что краеугольным камнем противоречий Руського света является выдвижение религиозного начала на ведущие идеологические позиции.
Урок Херсонеса, где памятник культуры разных этносов, вер и культур пытались одеть в русско-православную вышиванку, показал, что сращивание одной религии с государством в России чревато конфликтами и трагедиями. В 1917 году была уничтожена не просто Россия, а безраздельно православная Россия!
В России, в Белоруссии, на Украине должны быть в почете и в равенстве все конфессии, они должны без административного элемента разрастаться. Они должны быть центрами духовности. А превращение религиозного института в идеологический институт государства притупляет, и даже уничтожает религиозность! Самой лучшей страховкой от огосударствления религии является признание равенства всех основных религий страны. Для России – это и русское православие, и русский иудаизм (да, этого надо добиться!), и русский буддизм, и русский ислам, и русский ведизм!
Пример Белоруссии, где конфессиональная толерантность демонстрирует хороший результат – мир и согласие! – может быть эталоном и для России, и для Украины. Вероятнее всего, именно такое понимание вкладывал в свою оценку нынешнего однобокого Русского мира А.Лукашенко.
Николай Шелягович
Источник: iarex.ru