Скоро снова будет ненормальным не знать предков, уверен потомок кубанского пластуна, по одному фото разузнавший его биографию.

С историей живущего в Санкт-Петербурге Сергея Шереметьева я столкнулся на одном из казачьих форумов: мужчина просил знающих людей поделиться информацией о 5-м Кубанском пластунском батальоне, в котором служил его прапрадед – подхорунжий Иван Касьяненко. Заинтересовала искренность Сергея, не первый год собирающего информацию о своем предке.
Ведь чего греха таить: знание родословной у многих россиян заканчивается на бабушках-дедушках, да и то вряд ли уже молодежь расскажет о фронтовом пути своих предков на Великой Отечественной. А здесь дореволюционная казачья история, которая вымарывалась из семейной памяти многие годы советской власти…
Поэтому я и решил расспросить праправнука о том, что ему удалось узнать о кубанском казаке Касьяненко – и зачем вообще ему нужна эта история.

– Сергей, как вы впервые узнали о своем прапрадеде казаке Касьяненко? Кто в семье хранил его историю?

– Об истории своего предка я узнал от родственников. Не так давно увидел старинный снимок (из тех, что еще на картонку в фотоателье приклеивали) в семейном архиве и, естественно, заинтересовался. Его хранила моя прабабушка. Потом фото перешло к бабушке. Прабабушка, дочь Ивана Касьяненко, насколько я знаю, многое не рассказывала про отца. Он пропал без вести, когда та была еще маленькой, примерно в 1918 году. После революции новая власть казаков не особо жаловала.

У прапрадеда было четверо детей – три дочери и сын. Во время голода сын умер. Волей судьбы дочки оказались в Хасавюрте. Там родилась моя бабушка и уже оттуда уехала поступать в пединститут в Ростове, потом оказалась по распределению в Херсоне. Из Херсона моя мама уехала учиться в Санкт-Петербург, где и живем сегодня.

– Пытались ли вы узнать судьбу прапрадеда из других источников (архивы, интернет), были ли в его станице?

– Собственно, кроме того, что прапрадеда звали Иван Касьяненко и что жил он в станице Старощербиновской, мы больше ничего толком и не знали.

К слову, Старощербиновская – одно из первых на Кубани 40 поселений черноморских казаков, покинувших разоренную Запорожскую сечь. Позже туда переселили казаков-малороссов из Полтавской и Черниговской губерний. Во время расказачивания и голода 1933 года население станицы сократилось с 22 до 5 тысяч человек. И сегодня, спустя 80 с лишним лет,население станицы полностью не восстановилось: сейчас там живут 17 тысяч человек.

Вернемся к прапрадеду. Получилось так, что одновременно со мной информацию стали искать мои тетя и дядя. Они писали на исторические и казачьи интернет-форумы, просили сообщить хоть какую-то информацию по фотографии.

– И им удалось что-то узнать?

– Собственно, благодаря ведущим эти форумы современным казакам мы узнали, что служил Иван Касьяненко подхорунжим (по крайней мере, в этом звании он запечатлен на хранящемся в семье фото) в 5-м Кубанском пластунском Е.И.В.В.К. (Его императорского величества Великого князя – прим. авт.) Бориса Владимировича батальоне, который воевал в Первую мировую войну на Кавказском фронте.

Фото было сделано в начале Первой мировой войны в Тифлисе. Известно, что в начале того года, после победы на Кавказе, пластунский батальон был в армейском резерве. Знающие люди по этому снимку рассказали: прапрадед был награжден медалью «За усердие», также видна цепочка от наградных карманных серебряных часов – скорее всего, за отличную стрельбу.

Форумчане же поделились архивной групповой фотографией казаков, на которой был и мой прапрадед. Сделан снимок в Тифлисе в 1915 году – в самый канун Персидского похода. На нем у Ивана Касьяненко нашивка сверхсрочника на левом рукаве: это значит, что он прослужил более пяти лет.

Есть еще некоторые наметки в Государственном архиве Краснодарского края, но на Кубань я пока не доехал. Хотя попасть в краевой архив и посетить Старощербиновскую очень хочу. Планирую сделать это уже в этом году. Глубже прапрадеда, к сожалению, пока ничего в родословной неизвестно. Но это только пока.

– Почему для вас было важно узнать эту историю? Ведь в России вообще не принято отслеживать и хранить родословную…

– В последнее время все чаще задаюсь вопросом – почему мы перестали осознавать себя как нацию, как страну? Почему понятия «дом» и «Родина» для многих не тождественны? Все чаще от знакомых, просто случайных встречных слышу такую позицию: заработать (найти, украсть, нахапать) побольше денег и уехать за рубеж.

Безусловно, я говорю не обо всем народе, но о достаточно большой его части, для которой Родина стала лишь ничего не значащим географическим местом, где случилось родиться. Когда кого-то спрашиваю, зачем и почему нужно отсюда уезжать, слышу абсолютно одно и то же: «Что меня здесь держит?» И правда, что может держать человека в определенном месте? Для себя я нашел ответ на этот вопрос – мои предки. К сожалению, познания родословной у большинства оканчиваются на уровне бабушек-дедушек. Дальше в лучшем случае знаем только имена.

Сейчас как никогда остро ощущается необходимость знать, кто ты и откуда. Невозможно строить будущее без ошибок, если не знаешь своего прошлого. Насчет того, что в России не принято хранить свою родословную, я отвечу так: это не в России, это в СССР было не принято. Не просто не принято, за это можно было далеко уехать… Именно советская власть уничтожала казаков просто за то, что они казаки. Именно советская власть подвергала гонениям детей офицеров царской армии за то, что они дети этих офицеров.

Россия сейчас только начинает свой путь. Постсоветской России нет еще и 30 лет. Скоро снова станет ненормальным не знать своих предков. Искренне уверен, что у каждого россиянина найдутся в роду великие, достойнейшие люди, которыми можно и обязательно нужно гордиться, память о которых необходимо хранить и охранять.

– Ваш прапрадед был казаком. Сегодня в стране возрождается казачество, в том числе и в Краснодарском крае, откуда были ваши предки. Удастся ли действительно возродить дух и мировоззрение казаков?

– Да, казачество возвращается в наш дом, это не может не радовать. Очень здорово, что находятся люди, взваливающие на себя гигантский груз – возрождать то, что считалось почти потерянным, искорененным. Безусловно, возродится и дух, и мировоззрение. И путь этого возрождения будет длиной не в один год. Это непростая задача, но выполнимая. Каждый казак в себе несет и тот былой дух, и удаль, и мировоззрение. Надо только, чтобы это понимали не только казаки.

– Чувствуете ли вы себя казаком?

– Вопрос, конечно, хороший. Я чувствую, что я сын Отчизны. Я чувствую трепет и бесконечное уважение к предкам, чувствую неразрывную связь поколений. Хотя и выходит, что казак я лишь по женской линии, но это мне не мешает ощущать себя братом всем казакам.

– Почему для вас история семьи, сохранившаяся информация о предках стала аргументом для того, чтобы продолжать жить в России?

– По большому счету, для меня никогда и не стоял вопрос о том, чтобы прямо взять и уехать в какую-то другую страну. Меня здесь держат корни. Меня здесь держат люди, которые жили, трудились и умирали за эту землю до меня. В нынешних реалиях очень немногие ответят на хоть какие-то вопросы о своих корнях. Люди считают, что их ничего здесь не держит лишь потому, что они не знают, что их здесь держит.

Почему мне должно хотеться уехать? Когда Николаю II предложили покинуть Россию после отречения от престола, он ответил так: «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию». То, что здесь кому-то не нравится, мы сами в силах изменить. Надо начать с себя.

Андрей Кошик

Источник: kavpolit.com

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *