Противостоять вербовщикам «Исламского государства» будут с помощью истории и богословия.
Более 300 имамов (духовных лиц, которые заведуют мечетями) прошли с начала 2015 года курсы переподготовки, где их учили в том числе противодействовать вербовщикам ИГИЛ. Об этом «Известиям» рассказали в Московском исламском институте. Имамам советуют рассказывать людям, которые симпатизируют ИГИЛ, о том, какие ранее существовали аналогичные радикальные течения в исламе и к чему они привели. Как рассказали в Совете муфтиев России, во время проповеди аббревиатуру «Исламского государства» следует расшифровывать не как Исламское, а как «Иблисское», то есть «сатанинское», государство.
— На занятиях для имамов есть дисциплины, где мы затрагиваем больные темы, из-за которых люди примыкают к радикальным движениям, — рассказал проректор по учебной работе Московского исламского института Раис Измайлов. — Тем самым мы даем сотрудникам мечетей методическую подготовку, как они могут разговаривать с молодежью. Конечно, на курсах говорится и об ИГИЛ. Мы разбираем это понятие с точки зрения истории ислама, исламского богословия, светских дисциплин — политологии, страноведения, регионоведения. Разбираем, почему это явление возникло, к чему призывают последователи, что за этим стоит.
Как рассказал Раис Измайлов, если в мечеть приходит человек, симпатизирующий ИГИЛ, работу с ним нужно начать с разговора об истории.
— Нужно дать понять, что ИГИЛ — не новое явление в истории ислама, — сказал он. — Были другие радикальные движения, например хариджиты. Они также проявляли экстремизм в религиозных убеждениях, убивали всех подряд — мусульман и не мусульман. Со временем в силу разных причин это движение себя исчерпало. Сейчас, видимо, возникли такие условия внешнеполитические и внутриполитические в Ираке, в Сирии, что появился «неохариджизм» в виде ИГИЛ. Надо рассказать, как относятся в ИГИЛ к христианам, езидам, шиитам — их убивают без суда и следствия, разрушают мечети, церкви, синагоги.
Сторонники ИГИЛ утверждают, что они опираются на источники ислама. На самом деле источники ислама говорят не об этом, а о совсем противоположном. Если мы посмотрим на историю ислама, таких прецедентов даже не было — чтобы пророк Мухаммед или халифы поступали подобным образом. То есть мы стараемся молодого человека больше обращать к истории ислама. Потом уже затрагиваются богословские темы — какие расхождения есть в этом плане.
Курсы переподготовки были организованы Московским исламским институтом совместно с Духовным управлением мусульман РФ, Институтом стран Азии и Африки МГУ и Санкт-Петербургским государственным университетом. Как рассказал Раис Измайлов, в 2015 году переобучение прошли более 300 имамов, в 2014 году — более 200 имамов. Они приезжали на учебу из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда.
Как рассказал Раис Измайлов, студентам на лекциях также рассказывают об истории создания ИГИЛ и учат, какие контраргументы нужно приводить в разговоре с радикалами. Эта тема затрагивается в рамках курсов «Ислам в современном мире» и «Религиозные течения в исламе».
Первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов рассказал, что имамы не должны называть ИГИЛ так, как это делают радикалы (террористическая группировка называет себя «Исламское государство Ирака и Леванта»).
— Наш духовный лидер, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обратился к президенту РФ с просьбой, чтобы в информационном пространстве эта бандитская террористическая организация не называлась исламской. Ислам в переводе с арабского означает смирение, мир, спокойствие. Ислам призывает к ежедневной созидательной работе в первую очередь над собой. Молодежь, которая не знает основ, может поверить, что бандиты борются за правое дело, поэтому эту формулировку нужно убрать. Об этом же говорят все ученые исламского мира.
По словам Рушана Аббясова, можно расшифровывать ИГ как «Иблисское государство».
— Иблис — значит сатана, — сказал Рушан Аббясов. — Аббревиатура при этом сохраняется. То, что происходит, — это и есть происки сатаны, если с религиозной точки зрения посмотреть.
Как отметил Рушан Аббясов, сегодня работу просветительского характера имамам следует проводить и в интернете.
— Интернет нельзя оставлять, сегодня у каждой общины, имама есть странички, где каждый желающий может задать вопросы, пообщаться, — сказал он.
Первый заместитель председателя духовного управления мусульман европейской части России Дамир хазрат Гизатуллин рассказал, что имамы начали в своих проповедях упоминать ИГИЛ задолго до истории со студенткой МГУ Варварой Карауловой, которая называют жертвой вербовщиков.
— Как только в средствах массовой информации появилось это слово — ИГИЛ, со стороны духовных лидеров пошли разъяснения, — сказал он. — Мы все должны прийти к тому, что вооруженная борьба, тем более уничтожение ни в чем не повинных людей, ничего хорошего не принесет.
Советник Московского муфтията, заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев отметил, что для эффективной борьбы с вербовщиками мусульманское сообщество должно быть более консолидированным, чем сейчас.
— Я вернулся с форума мусульманских религиозных деятелей, и там вопрос о том, как противостоять ИГИЛ, поднимался, — сказал он. — Как лейтмотив звучала мысль о том, что необходимо объединиться вокруг одного лидера. То, что сейчас в России происходит дробление на множество муфтиятов, когда их представители негативно высказываются друг о друге публично, как раз играет на руку ИГИЛ. Все это чувствуют, потому что враг уже у ворот, война идет и надо что-то делать.
Заместитель председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Роман Богдасаров рассказал, что Русская православная церковь также стремится противодействовать вербовщикам.
— Представители православия в нашей стране сейчас говорят о том, что государству необходима одна большая, яркая, увлекающая за собой идея, которая позволит молодым людям понять, что они нужны стране. Нужны не просто как налогоплательщики и не просто как работники офиса или завода, а нужны как люди. Как люди, которые готовы воплотить эту большую, красивую и важную идею в жизнь. Безыдейная среда особенно плохо действует на молодежь. В советское время были стройки века, когда люди понимали, что они поднимают целину во имя будущего, своих детей, своих семей, своей родины.
Это, конечно, воодушевляло. Сейчас говорится о другом — о том, что главная идея в мире — это деньги. Чем больше у тебя денег, тем более ты уважаем, тем выше у тебя статус, возможности и т.д. Но это же как раз и есть то начало, которое подвергает разрушению прежде всего души наших детей, нашей молодежи. Сегодня, когда мы говорим о каких-то мерах противодействия вербовке, мы говорим, что нужно дать людям возможность любить свою родину. Человек должен видеть свое место в своей стране. И тогда, конечно, он не захочет уезжать в ИГИЛ и переезжать работать куда-нибудь в Америку, — сказал Богдасаров.
Ранее протодьякон РПЦ Андрей Кураев в интервью LifeNews отметил, что успешность работы вербовщиков ИГИЛ в России связана с тем, что богословы и теоретики традиционного ислама неактивно ведут полемику с приверженцами радикального исламизма и не разоблачают их ересь.
При этом есть случаи, когда российские имамы сами становились экстремистами. К примеру, как сообщало в 2013 году Управление МВД по Татарстану, мировой суд Московского района Казани приговорил имама мечети «Аль-Ихлас» Рустема Сафина к 2 годам лишения свободы. Как установил суд, 40-летний имам являлся активистом религиозной ячейки «Партии исламского освобождения», которая в 2003 году была запрещена в России как террористическая организация. В 2009–2012 годах Сафин, зная о запрете, сформировал из прихожан своей мечети группировку, на собраниях которой проповедовал идеологию этой партии. Целью партии было свержение нынешнего государственного строя и образование на территории России исламского халифата.
Светлана Башарова
Источник: kavpolit.com