Министерство образования и науки Литвы предлагает увеличить объемы преподавания на литовском языке в школах национальных меньшинств. При этом не уточняется, сколько именно учебного времени должно быть переведено на преподавание по-литовски. Тем самым создается возможность пойти по пути латвийской школьной реформы, когда с помощью планомерного увеличения часов обучения на государственном языке возможность получать образование на родном языке для детей из семей нацменьшинств уничтожается в принципе.
В польских и русских школах Литовской республики на государственном языке обычно преподаются литовский язык и литература, история Литвы, география и основы общественных наук. Это – нормальная европейская практика: никто не спорит, что дети из семей национальных меньшинств должны знать государственный язык своей страны и именно на нем постигать знания, связанные с её историей, культурой и общественным строем.
С другой стороны, столь же общепринятой европейской практикой является то, что такие предметы, как математика, физика или химия, должны преподаваться на родном для детей из семей нацменьшинств языке – иначе они не усвоят их на должном уровне и будут поставлены в заведомо проигрышные условия по сравнению с детьми из титульной нации, для которых государственный язык является родным.
Запрет обучения на родном языке для детей нацменьшинств – это дискриминация по национальному признаку. Все в Европе это понимают, за исключением некоторых «новых европейцев», к которым относятся, прежде всего, страны Балтии.
В Эстонии, Латвии и Литве десятилетиями воспроизводится порочная практика, когда школы на русском и польском языках закрывают, увеличивают в них количество часов преподавания на государственном языке, переводят обучение в старших классах исключительно на язык титульной нации.
В случае Литвы в последние несколько лет на слуху были факты ликвидации польских школ в Вильнюсском крае, допросы учителей в русских школах по делу о школьниках, ездивших отдыхать в российские летние лагеря (чудовищное – по меркам Литвы – преступление), и новый Закон об образовании, согласно которому вводился новый порядок сдачи экзаменов по литовскому языку для школ национальных меньшинств, уравнивающий требования к сдаче экзамена на аттестат зрелости для выпускников школ нацменьшинств и литовских школьников. Последним это создавало естественное преимущество при сдаче экзамена и поступлении в вузы самим фактом литовского происхождения – очевидная дискриминация по национальному признаку.
Теперь, стало быть, после непродолжительного затишья последовала новая инициатива литовских властей по борьбе с русским и польским образованием. Министерство образования и науки Литвы предлагает увеличивать долю преподавания на литовском в школах национальных меньшинств, а лучше – вовсе перевести их на государственный язык обучения.
«Министерство предлагает перейти к другой модели обучения, когда процесс обучения организуется на языке нацменьшинства, изучается язык нацменьшинства, за исключением упомянутых предметов, которые преподаются на литовском языке, а некоторые предметы, избранные родителями и учениками, будут преподаваться также на литовском языке, больше предметов можно будет изучать на литовском языке, – заявила министр образования Литвы Аудрене Питренене. – Еще одна рекомендуемая модель обучения – когда процесс обучения организуется на литовском языке, преподается литовский язык и язык нацменьшинства».
Мало кто из родителей и учителей сразу согласится по доброй воле переводить всё обучение в русских и польских школах на литовский язык, поэтому базовой моделью новой реформы образования станет последовательное увеличение учебных часов на государственном языке. При этом министр образования не называет цифры: сколько именно учебного времени планируется перевести на литовский. А это может быть и 60%, и 70% учебного времени. А потом планку можно поднять и до 80%, а там – и вовсе до 100%.
То есть планируется все та же литуанизация школ национальных меньшинств – центральная составляющая курса на ассимиляцию русской и польской общин Литвы и превращение их представителей в литовцев. Не мытьем, так катаньем: не простым закрытием русских и польских школ, так постепенным переводом обучения в них исключительно на литовский язык.
По такому пути принудительной латышизации нового поколения до последнего пыталась идти соседняя Латвия. Согласно принятому еще в 1998 году Закону об образовании, в русских школах должна была последовательно увеличиваться доля предметов, преподаваемых на латышском языке, и с сентября 2004 года латышский должен был стать единственным языком обучения. По мере внедрения «реформы-2004» нарастало и возмущение в русской общине: к 2003-2004 году это напряжение возросло до такой степени, что вылилось на улицы. В течение полутора лет проходили массовые митинги, школьные забастовки и голодовки против ликвидации русскоязычного школьного образования. В результате власти Латвии и русскоязычные были вынуждены пойти на компромисс: переход на пропорцию «60/40», согласно которой не менее 60% предметов в русских школах должно преподаваться на латышском языке, 40% – на родном.
На этом правящие националисты не остановились: ультраправые инициировали референдум о единовременном закрытии всех русских школ, а нынешнее правительство Лаймдоты Страуюмы анонсировало «реформу – 2018», предполагавшую к 2018 все же свести на нет школьное образование на русском языке. На данный момент эту реформу спустили на тормозах – противодействие русской общины все же сильно, высоки риски дестабилизации и повторения «русского бунта» 2003-2004 годов.
Однако Литва – это не Латвия, как бы часто их не путали. В Литве 6,5% населения составляют поляки, 5,8% – русские (в Латвии русскоязычные – это 37% населения). У национальных меньшинств в Литве нет такой организованности и таких ресурсов, как у русской общины Латвии, тогда как возможностей для проведения репрессивных мер у литовских властей гораздо больше, чем у латышских.
Поэтому в Литве сценарий поэтапной ликвидации школ национальных меньшинств, вполне возможно, удастся реализовать.
Конечно, уничтожив возможность получения образования на родном языке для детей из польских и русских семей, Литва нарушит Рамочную конвенцию по защите прав национальных меньшинств и ряд других международных документов, под которыми она подписалась. Но литовские власти никогда не боялись продемонстрировать свое несоответствие европейским ценностям, не побоятся и в случае с польскими и русскими школами. Каждое второе действие литовских руководителей еще раз подтверждает, что Литва является Европой лишь номинально. Будет еще одно подтверждение – только и всего.
Александр Носович
Источник: rubaltic.ru