МИД России расценил арест российских госактивов как «откровенно недружественный акт, грубое нарушение общепризнанных норм международного права» и в связи с этим вызвал посла Бельгии Алекса Ван Меувена для дачи объяснений.
Как говорится в сообщении МИД, ведомство потребовало от бельгийской стороны незамедлительно принять меры «по восстановлению нарушенных в Бельгии суверенных прав Российской Федерации и обеспечению нормального функционирования российских учреждений и юридических лиц». «В противном случае российская сторона будет вынуждена рассмотреть вопрос о принятии адекватных ответных мер в отношении находящегося в Российской Федерации имущества Королевства Бельгия, в том числе имущества посольства Бельгии в Москве, а также его юридических лиц», — говорится в сообщении.
В заявлении МИД отдельно отмечается, что Ван Меувен заверил, что передаст ноту протеста властям своей страны.
Как стало известно накануне, Бельгия наложила арест на госактивы России в этой стране. Решение было принято на основании приговора Гаагского арбитража по иску «ЮКОС Юниверсал Лимитед» от 18 июля 2014 года. По нему Россия обязана выплатить бывшим владельцам ЮКОСа $50 млрд, из которых €1,6 млрд — исковые требования «ЮКОС Юниверсал Лимитед». Срок, по которому Россия должна была предоставить Совету Европы план выплат по делу ЮКОСа, истек в понедельник, 15 июня.
В четверг стало известно, что французские приставы также приступили к исполнению судебных решений об аресте имущества России. В частности, был арестован счет представительства международного информационного агентства «Россия сегодня». Местные офисы ТАСС и ВГТРК получили предписания, суть которых госкомпании пока не раскрывают.
Решение бельгийских и французских властей вызвали острую реакцию российских чиновников и топ-менеджеров. В частности, глава РЖД Владимир Якинун назвал принявших такое решение «идиотами»: «Я против идиотов ничего сказать не могу, кроме пожелания обращаться к психиатру».
Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил, что если представители Бельгии «перепили пива бельгийского», то это не проблема России. По его словам, решение напоминает «детские незрелые половые игры с публичным раздражением интересующих органов». Леонтьев также пояснил, что все имущество, принадлежащее предприятиям, контролируемым государством «на сколько угодно процентов», считается частным, поэтому арестовать его нельзя.
Действия Франции, которая последовала за Бельгией, он назвал произволом и предложил российским властям арестовать все французские активы на территории РФ.
Источник: rbc.ru