Сокращение свидетелей
Прокуроры в четверг завершили представлять доказательства на процессе по делу Боевой организации русских националистов (БОРН). Теперь слово предоставят стороне защиты подсудимого Ильи Горячева.
По версии следствия, основатель движения «Русский образ» Горячев был идеологом и организатором радикальной националистической организации, и именно он давал указания об убийствах и нападениях. Стороне обвинения потребовалось всего две недели, чтобы представить всю совокупность доказательств вины Горячева.
Из более чем сорока свидетелей и потерпевших, значившихся в материалах дела, в суде выступили всего пять человек, в том числе брат убитого боевиками БОРНа адвоката Станислава Маркелова — депутат Госдумы Михаил Маркелов, а также главный свидетель обвинения — один из организаторов банды Никита Тихонов. Именно на его показаниях, отмечают адвокаты Горячева Николай Полозов и Марк Фейгин, и держится дело.
Тихонов в 2011 году был приговорен к пожизненному сроку за убийства Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в январе 2009 года. Наводку на Тихонова, выяснилось тогда в суде, дал его многолетний друг и соратник Горячев, который почти сразу же после первого допроса по делу о двойном убийстве уехал из страны. Вместе с Тихоновым под стражу тогда попала его подруга Евгения Хасис. В ходе процесса оба не признавали своей вины, но уже в заключении националист сделал признания в убийствах, которые вменялись БОРНу, и заявил, что лидером группировки был его друг Горячев.
Новый свидетель
Допрос Тихонова в суде длился почти неделю. Тот утверждал, что идея создать радикальную организацию на базе объединения единомышленников, группировавшихся вокруг выпускавшегося им с Горячевым националистического журнала «Русский образ», принадлежала именно его другу. Тот рассчитывал не только получить инструмент борьбы с идеологическими врагами, активистами антифашистского движения, но и начать оказывать давление на власть: если террористическая деятельность будет интенсивной, власти дадут добро на создание легальной политической партии ультранационалистов. Кого убить и когда, также определял Горячев, утверждал Тихонов.
Создавая БОРН, рассказывал Тихонов, Горячев хвастался знакомствами с людьми из ФСБ и администрации президента, рассчитывал на то, что они профинансируют его деятельность. В качестве куратора от АП Тихонов называл Леонида Симунина, ему он даже помогал приобрести оружие. О Симунине как о «кураторе из Кремля» в своих показаниях в Мособлсуде на процессе других членов БОРН рассказывала и подруга Тихонова Хасис. По открытой информации, Симунин не являлся штатным сотрудником Кремля, но был представителем люберецкого штаба прокремлевского движения «Местные». В настоящее время, по сообщениям СМИ, Симунин работает в Министерстве энергетики самопровозглашенной Донецкой народной республики.
Прокуратура пока не потребовала допросить саму Хасис. Об этом намерены просить адвокаты подсудимого, но у стороны обвинения также останется возможность вызвать ее во время стадии дополнений.
Неожиданным свидетелем в суде стал бывший активист «Молодой гвардии Единой России» Михаил Кудрявцев, который утверждал, что Горячев не раз, в 2005 и 2008 годах, пытался завербовать его в боевую организацию. До этого он никогда не фигурировал ни в одном из дел, связанных с БОРН. Кроме этого, прокуроры продемонстрировали присяжным арсенал оружия БОРН, в том числе револьвер системы Нагана, пистолет Browning, пистолет «Чезет», автомат Калашникова и патроны.
«Тетрадь смерти»
Защита намерена опровергнуть доводы обвинения, в первую очередь показания Тихонова, рассказал РБК Полозов. «Мы продемонстрируем, что Тихонов постоянно говорит неправду: он врал и в 2009 году, и в 2011 году, так почему ему нужно верить сейчас», — говорит адвокат. «Тихонов признался, что никто не может подтвердить, что Горячев отдавал ему распоряжения об убийствах», — продолжает защитник. Все указания, настаивал Тихонов при допросе, Горячев якобы отдавал лично и без свидетелей, соблюдая конспирацию.
Адвокаты намерены представить присяжным копию тетради Тихонова, в которую он записывал всех жертв нападения и их личные данные. «Все решения принимал он сам, а не Горячев», — настаивает Полозов. К тому же Тихонов и Горячев регулярно переписывались в Skype, где без конспирации обсуждали нелегальную покупку оружия для Симунина, рассказывает адвокат.
Скептически адвокаты относятся и к показаниям Кудрявцева. Защитники отмечают, что этот свидетель появился впервые, до этого о нем не знали ни следователи, ни обвиняемые. Сам Горячев называет его «человеком, представившимся его знакомым». Адвокаты намерены затребовать доказательств знакомства Горячева и Кудрявцева, запросив распечатки билинга свидетеля. «Не исключено, что обвинение готовит какой-нибудь козырь в качестве дополнения, когда увидит доказательства защиты», — рассуждает Полозов. Но есть вероятность, что прокуроры хотят быстрее закончить процесс, так как «что-то пошло не так», предполагает адвокат.
Сторона защиты начнет представлять свои доказательства уже в понедельник.
Источник: rbc.ru