Прокуратура назначила на 24 июля оглашение приговора Илье Горячеву, которого присяжные признали виновным по делу основанной им Боевой организации русских националистов (БОРН), на счету которой серия убийств. Горячеву грозит пожизненное заключение – такого наказания требует прокуратура. Большая часть участников группировки уже осуждены к длительным срокам.

Но показания всех осужденных были противоречивы. После завершения самого громкого процесса последних лет над националистами по-прежнему остается немало загадок. Нет однозначных ответов на принципиальные вопросы: какова была сверхзадача организации, кто ей покровительствовал и управлял, кто ее финансировал и снабжал оружием.

Загадка № 1: связь с Кремлем

Версию о возможной связи идеолога и лидера БОРНа Горячева с сотрудниками администрации президента в своих показаниях называли главные свидетели обвинения – ранее осужденные националисты Никита Тихонов и его подруга Евгения Хасис. Тихонов отбывает пожизненный срок за убийства, совершенные в составе БОРН, Хасис – 18-летний срок за убийство адвоката Станислава Маркелова.

Они оба утверждали, что Горячев рассказывал им о своих связях в администрации президента и силовых структурах и намекал, что некоторые убийства могут быть совершены в интересах власти. Свидетели настаивали, что Горячев даже передал Тихонову расстрельный список: базу данных с координатами жертв.

По словам Тихонова, Горячев познакомил его Леонидом Симуниным, которого представил как куратора от Кремля. Симунин входил в люберецкий штаб прокремлевского движения «Местные», а сейчас, по сообщениям СМИ, работает в Министерстве энергетики самопровозглашенной Донецкой народной республики. Симунин был допрошен в качестве свидетеля на заседании суда, но отрицал, что курировал националистов. Он настаивал, что с Горячевым встречался всего несколько раз.

Сам Горячев, по словам его адвоката Николая Полозова, подтверждал общение с сотрудниками администрации президента Павлом Карповым и Никитой Ивановым. Но настаивал, что все взаимодействие касалось его научной и аналитической деятельности: Горяев готовил для них доклады о молодежных радикальных движениях. Также в суде Горячев утверждал, что писал доклады на эти же темы и для одного из руководителей московского движения «Наши» Алексея Митрюшина.

В первых признательных показаниях Хасис в феврале 2012 года упоминала и имя руководителя «Росмолодежи» Василия Якименко.

Никого из упомянутых деятелей, помимо Симунина, в суд не вызывали.

Загадка № 2: связи с силовиками

Один из предполагаемых членов БОРНа Алексей Коршунов, в прошлом прапорщик ФСБ, погиб при загадочных обстоятельствах в сентябре 2011 года в Запорожье. По данным СМИ, бывший спецназовец подорвался на собственной гранате во время пробежки на школьном стадионе.

К тому времени Коршунов находился в международном розыске за убийство судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова и скрывался на Украине.

Тихонов, выступая в суде, утверждал, что изначально, именно Коршунов должен был застрелить Маркелова, но его заметили антифашисты и сфотографировали.

На свободе остается еще один предполагаемый член БОРНа Александр Паринов по кличке «Румын». По последним данным СМИ, он также скрывается на Украине и замечен в связях с батальоном «Азов», воюющем против донецкого ополчения.

Загадка № 3: оружие советских времен

По официальной версии оружием участников БОРН снабжал Тихонов, который незаконно торговал пистолетами и ружьями, найденными после Великой Отечественной войны.

В Санкт-Петербурге сейчас предъявлены обвинения трем предполагаемым «черным следопытам» – Игорю Селезневу, Дмитрию Родионову и Владимиру Лапину, следует из сообщений СКР. По версии следствия, они искали и откопали оружие в местах сражений, реставрировали его или собирали из отдельных деталей. Таким образом, у членов БОРНа оказались пистолеты-пулеметы, снайперские винтовки, пистолет «Наган».

Но при этом в арсенале БОРНа попадаются и современные модели – например, пистолет «Чезет», рассказывает Полозов. Как оказались новые «стволы» у правых радикалов, следствие не объяснило.

Загадка № 4: финансирование организации

На что жили участники националистической группировки БОРН, до сих пор остается не до конца проясненным.

Никита Тихонов с 2006 года оказался на нелегальном положении: следственные органы обвиняли его в убийстве антифашиста Александра Рюхина. По версии следствия, Тихонов зарабатывал на жизнь тем, что нелегально торговал оружием. Другим источников финансирования, следует из его показаний, стали средства Хасис, которая продала квартиру.

Горячев же, по словам адвоката Полозова, получал деньги за аналитические работы и исследования. Это составляло 60% его заработка, утверждает защитник.

Другим источником дохода Горячева было рекламное агентство «Образ», которым он руководил. Но даже общественная организация «Русский образ», на базе которой Горячев хотел создать политическую партию, не имела какого-то постоянного источника финансирования, рассказывает Полозов.

Загадка № 5: какова была сверхзадача

Из показаний главных свидетелей, Тихонова и Хасис, прослеживается версия, что целью создания БОРНа была попытка оказать давление на власть, расшатать ситуацию в стране и добиться признания националистической партии.

«Он [Горячев] говорил, что по примеру «Ирландской республиканской армии» нужно создать легальное и нелегальное крыло, – объясняла Хасис. – Легальная политическая партия [Русский образ] будет отставить те интересы, к которым путем террора будет призывать нелегальное крыло – БОРН».

«Он планировал революцию и беспредел, – утверждала Хасис. – И когда бы беспредел начался, тогда бы Горячев начал действовать, заявил бы: пустите меня в парламент, и я их угомоню, насилие прекратится завтра».

С другой стороны, националисты уверяли, что они защищают устои и предотвращают цветную революцию. Тихонов утверждал, что Горячев, уговаривая его убить Маркелова, настаивая, что адвокат получает деньги с Запада и планирует «шатать режим» и устраивать «Майдан». Поэтому устранение адвоката будет совершено в интересах власти, якобы убеждал Горячев.

Впрочем, тот же Тихонов выдвигал и иную версию убийства Маркелова, представлявшего интересы семьи погибшего Рюхина. Якобы Горячев объяснял соратнику, что пока «этот человек жив», с Тихонова не будут сняты обвинения.

Еще один член БОРНа Михаил Волков, давая показания в суде, объяснял, что участвовал в убийствах, поскольку был уверен, что устраняет асоциальных личностей и защищает обычных российских граждан. 

Источник: rbc.ru

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *