Десять лет назад закончились двадцатилетние страдания двух малых кавказских народов – абхазов и осетин. Закончились решительной операцией ВС РФ и местного ополчения в военном отношении. Закончились российским признанием независимости Абхазии и Южной Осетии в отношении политическом. Закончились полным и окончательным примирением в зонах разогретого грузинскими «реформаторами» конфликта. Закончились малыми жертвами, если сравнивать с другими конфликтами бурного XXI века.
Пятидневная война августа 2008 на деле продолжалась около 80 часов. Её истоки и причины заложены в период распада СССР. Грузинское стремление к бегству из советской «тюрьмы народов» потрясающим образом сочеталось со стремлением поработить собственные автономии – причём открыто, с официальным упразднением их статуса, административным расчленением и этноцидом на государственном уровне. А также с великолепным пренебрежением к экономической реальности – на каждый перечисленный в союзный бюджет рубль Грузинская ССР получала пять!
Но если экономическая деградация инерционна и обратима, то разгул кровавого национализма проявляется немедленно, а лечится целыми поколениями при взаимном стремлении к оздоровлению.
О первой грузино-осетинской войне 1991-1992 гг. говорят и пишут мало. Эта война словно спряталась в тени Олимпийского конфликта. А ведь её жертвами стали 5.000 человек – причём около 1.500 были убиты! Были разрушены и опустошены целые районы, десятки предприятий и ферм. Из Грузии бежало сто тысяч осетин – больше всего населения Южной Осетии!
Почему же в августе 2008 закавказский регион не оценил реформаторского залпа реактивной артиллерии по спящему Цхинвалу? Не только лишь из-за авантюрной подлости официального Тбилиси.
Ещё в феврале 1991 года грузинские власти отключили электроснабжение Южной Осетии. Правда, собственные ЛЭП взрывать не пришлось. Ввиду позднесоветского бардака и морозов в осетинских домах престарелых умерли десятки стариков. Были погибшие и заболевшие среди новорожденных детей. В дальних горных районах замерзших находили только весной.
В марте 1991 года грузинская банда после пыток похоронила заживо 12 осетин. Имена погибших и подробности изуверской казни близ села Ередви хорошо известны лишь на местном уровне – что знает мир об осетинской Сребренице?
В январе 1992 года в Южной Осетии прошёл референдум, 98 % его участников выбрали независимость с последующим присоединением к России.
Дагомысские соглашения мая 1992 года заморозили конфликт и зафиксировали ледяное недоверие к грузинской государственности в Абхазии и в Южной Осетии.
На протяжении 12 лет в регионе поддерживался статус-кво, пока в Тбилиси не пришли к власти известные политические проходимцы. C 2005 года планомерно ухудшались российско-грузинские отношения. Осуществлялись систематические провокации на границах Абхазии и Южной Осетии. С 2004 по 2008 гг. военный бюджет Грузии вырос в 30 раз, до 1.1 млрд. долларов – современная история не знает схожего роста милитаристских расходов и бездумной воинственности.
Закупалось вооружение и снаряжение, проводились тренинги и манёвры с участием инструкторов НАТО. Известно о наступательном характере учений грузинской армии в этот период, а также об активной подготовке силовиков к антипартизанским действиям на покорённой территории.
Роль западного альянса и его лидеров в подталкивании Грузии к войне безусловна и легко доказуема многочисленными фактическими данными. Хотя на словах утверждалось ровно обратное.
Самые известные эпизоды – обращение президента США Дж. Буша к министру грузинской обороны в мае 2005 года: «Не конфликтуйте с Россией, мы не сможем оказать вам военную помощь!»
А также неоднократные заверения государственного секретаря США К. Райс: «Не беспокойтесь, грузинское руководство не пересечёт красные линии».
Грузинское руководство восприняло политическую, финансовую и военно-техническую поддержку США в качестве карт-бланша, по кровавым тропам перейдя красные линии. В жаркие дни августа 2008 закусившие удила отважные реформаторы вместо лёгкой победы были вынуждены закусывать галстуками.
А что же заокеанский покровитель? Он был откровенен и последователен. Уже 9 августа 2018 года, во время наступательной активности всех боеспособных подразделений грузинской армии, заместитель главы Пентагона по политическим вопросам Э. Эдельман заявил сенатскому комитету по делам вооружённых сил:
«Решение руководства Грузии применить силу в зоне конфликта было неразумным. США сожалеют об использовании грузинской стороной артиллерии, танков и реактивных систем залпового огня в городских районах и близ расположения российских миротворцев. Мы не поддерживаем такого рода действия»
Ход боёв 8-10.08.2008 примечателен отсутствием грузинских заявлений о «российской агрессии» на протяжении целых суток. Напротив – в грузинских СМИ бурлил восторг о «восстановлении конституционного порядка на всей территории Сакартвело». О полном доминировании над разбегающимися осетинскими ополченцами. О разгроме морально устаревшей и физически проржавевшей армии неповоротливого северного медведя.
Когда же несколько северных батальонов всыпали грузинским воякам по первое число и те в порыве бегства просвистели мимо собственной столицы – только тогда заговорила тяжёлая артиллерия грузинских и западных Fake News. Достаточно вспомнить кадры из горящего Цхинвала с телами гражданских жертв в сопровождении комментариев ведущих CNN и BBC: «Вот последствия российской агрессии!»
Столь же примечательно понимание западными элитами подлинных виновников Олимпийского конфликта. Весь возмущённый пар «Ах, на Грузию напал и пополам переломал злобный северный медведь!» ушёл в гудок медийной истерики. Никаких санкционных и любых иных мер «наказания России» принято не было. Сама Грузия разорвала дипломатические отношения с РФ только 2 сентября, через три недели после принудительного мира! Потому что к военному разгрому добавилось политическое признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
Спустя несколько месяцев была провозглашена перезагрузка российско-американских отношений, отодвинув усечённые амбиции закавказских реформаторов в политический чулан. В 2018 году на церемонию солидарности с «обиженной» Грузией прибыли главы МИД Литвы, Латвии и Польши с украинским вице-премьером. То есть представители трёх стран НАТО из 29. Другой международной солидарности при желании «Регион будет нашим или безлюдным!»ожидать опрометчиво.
Неоспоримым итогом августа 2008 стала мирная жизнь в Абхазии и Южной Осетии. Постепенное восстановление экономики и социальной сферы. Принципиальное отторжение пребывания в составе грузинского государства у 98 % населения обеих регионов. Стремление народов этих стран к дальнейшей интеграции с Россией.
Итогом августа 2008 стал закат карьеры главного инициатора олимпийского конфликта – от президента до бомжа через губернатора, советника и диссидента. В Грузии пришли к власти сторонники прагматичной внешней политики и разумных бюджетных трат (военные расходы с 1.1 млрд. снижены до $ 0.3 млрд. $). В российской армии начались масштабные преобразования – тренировка на фарфоровых кошках бывает полезна не только в кинокомедиях.
Через 10 лет после российской операции по принуждению к миру география таковых операций существенно расширилась. Единичный эпизод отказа в послушании мировому гегемону породил цепную реакцию слома однополярного мироустройства. Куда более масштабная провокация «арабской весны» заканчивается абсолютно иначе, чем замышлялось её инициаторами, финансистами и организаторами.
С какой скоростью будет пройдена ими дистанция от властелинов мира до презираемых клошаров – покажет ближайшее десятилетие.